Актуальность темы исследования. Социальное государство призвано помогать социально слабым слоям населения, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование. Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике. В ст. 7 Конституции Российской Федерации страна провозглашена социальным государством [2]. Однако простое провозглашение автоматически не приводит к реальным изменениям на пути строительства в России такового. В настоящее время особенно важно преодолеть послекризисный спад уровня жизни на основе соответствующего роста ВВП и повышения эффективности производства, создания благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что требует снижения уровня бедности и сокращения дифференциации доходов населения за счет усиления адресности его социальной поддержки, стимулирования роста оплаты труда, обеспечения эффективного уровня занятости трудоспособных граждан.
Формирование в России современной рыночной экономики привело в итоге к появлению совершенно новых социальных рисков. Центральное место среди них в настоящее время занимает бедность. Ее масштабы постоянно растут. В целом, бедность – это не национальный феномен России. Активная борьба с бедностью является одним из ключевых направлений деятельности современных международных организаций. Острота рассматриваемой проблемы бедности в итоге привела к тому, что в последние годы демографы, экономисты, юристы и социологи уделяют пристальное внимание исследованию бедности.
Научная и практическая значимость работы обуславливается тем, что ключевым средством социальной защиты российского населения в настоящее время является государственная социальная помощь. Сегодня происходит ее постепенное становление как обособленного, внутренне организованного определенного образования непосредственно в рамках государственной системы социального обеспечения. Поэтому особую значимость приобретает рассмотрение особенностей правового регулирования отношений по оказанию социальной помощи. Изучение различных вопросов организации социальной помощи и обслуживания ведется в достаточно широком диапазоне направлений, а также охватывает совершенно разные аспекты, непосредственно в рассмотрении которых преобладающим является именно системный подход. Понимание ключевых принципов этой концепции позволят рассмотреть определенное социальное обслуживание граждан с точки зрения целостности, системности, иерархичности строения, множественности и структуризации. Указанные показатели раскрывают ключевые составляющие системы, основные недостатки и перспективы развития, с учетом ключевых особенностей, возникающих при предоставлении услуг.
Степень разработанности темы. Данная тема является недостаточно изученной. В настоящее время разработкой различных аспектов темы занимаются такие ученые и исследователи, как Аброскин А.С., Дюдюн Т.Ю., Завражков В.В. и другие.
Объектом исследования являются отношения, связанные с оказанием государственной социальной помощи.
Предметом исследования являются нормы законодательства, регулирующие порядок оказания государственной социальной помощи в России.
Целью курсовой работы является анализ правовых проблем оказания государственной социальной помощи.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты оказания государственной социальной помощи;
проанализировать современное состояние системы правового регулирования оказания государственной социальной помощи в России;
выделить актуальные проблемы правового регулирования оказания государственной социальной помощи в РФ и возможности их решения.
Методы исследования: обобщение, классификация, анализ, синтез.
Структура исследования: содержание, введение, три главы, заключение, список литературы.
Читать дальше
В строгом соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи», государственная социальная помощь является предоставлением малоимущим семьям, а также малоимущим одиноко проживающим гражданам, другим категориям граждан, которые отмечены в указанном выше Федеральном законе, разнообразных социальных пособий, субсидий, социальных доплат к пенсии, определенных социальных услуг, жизненно необходимых товаров [6].
В настоящее время законодательство о государственной социальной помощи включает в себя Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [5], указанный выше Федеральный закон, прочие федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В Российской Федерации оказание государственной социальной помощи преследует следующие цели: поддержание уровня жизни российских малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, определенный среднедушевой доход которых на текущий момент времени ниже величины прожиточного минимума, непосредственно установленного в конкретном российском субъекте; адресное использование бюджетных средств; усиление адресности определенной социальной поддержки различных нуждающихся граждан; создание всех необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности, а также общественно приемлемого качества различных социальных услуг; снижение уровня существующего социального неравенства; рост доходов граждан [12].
Читать дальше
Процессы глобализации, а также интенсификация интеграции России в современное мировое социально-правовое пространство определяют необходимость роста качества и уровня жизни, установленных в основополагающих международных правовых актах в сфере реализации и защиты социально-экономических свобод и прав граждан, ратифицированных Российской Федерацией.
Но выбранный в постсоветский период активного развития государства вектор социальной политики характеризуется часто отходом от общепризнанных принципов и норм международного права. Несмотря на все предпринимаемые усилия, российские социальные стандарты до настоящего момента времени не соответствуют международным социальным стандартам.
Актуальность рассмотрения проблем правового регулирования оказания социальной помощи обуславливается конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования современного социального государства, а также обеспечения каждому человеку достойной жизни [2].
Сегодня борьба с бедностью облекается в различные правовые формы, осуществляется непосредственно в рамках юридической деятельности. Именно поэтому, сосредоточивая основные усилия на установлении сущности такой категории, как «бедность», содержании политических, социально-экономических, демографических и т. п. определенных мер снижения уровня бедности, не нужно без внимания оставлять правоприменительные и нормативно-правовые аспекты проблемы.
В последнее время в России на федеральном и на региональном уровнях наблюдаются сдвиги в правовом регулировании различных вопросов социальной помощи малоимущим семьям, а также малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Читать дальше
На сегодняшний день одной из существенных проблем в оказании гражданам государственной социальной помощи в Российской Федерации является отсутствие единого Федерального закона, в котором содержались бы все нормы, регулирующие государственную поддержку российских семей. Однако, ее уже пытаются разрешить путем создания проекта Федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации» [10].
Остро стоит земельный вопрос у такой категории лиц, как инвалиды. Граждане, с ограниченными возможностями, не могут получить землю лишь потому, что происходит нормативное разногласие. Земельный кодекс РФ [3] не предусматривает такой нормы, как приобретение земли инвалидом вне очереди, что в свою очередь противоречит ФЗ №181 [4].
Имеют место проблемы реализации законодательства о государственной социальной помощи на основании социального контракта. Так, основанием, которое дает возможность гражданам стать в итоге получателями социальной помощи непосредственно в рамках рассматриваемого социального контракта, можно назвать юридически подтвержденный определенный факт их малообеспеченности. Лицо или семья признаются малоимущими, если их среднедушевой доход составляет не более величины прожиточного минимума, установленного в регионе проживания. То есть, определение размера среднедушевого дохода – это необходимое условие для признания малоимущими семьи, конкретного лица. В данном случае могут возникать различные ситуации, когда определенные доходы на какой-либо период увеличиваются, а также превышают установленный прожиточный минимум, а далее они возвращаются к неким исходным значениям, или при подсчете дохода в него были включены различные суммы, требующие уточнения.
Читать дальше
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Социальная поддержка населения достаточно развита во всех цивилизованных государствах. Данный термин подразумевает под собой систему/комплекс мер или мероприятий, направленных на оказание помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, либо гражданам, имеющим право на получение ряда социальных льгот согласно законодательству. Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Социальная поддержка в Российской Федерации регламентируется рядом документов и может предоставляться в виде денежных выплат (субсидий, пособий, компенсаций и т. д.) и натуральных товаров (горючее, продукты, одежда, обувь, лекарственные препараты и т. д.). Нормативно-правовым обеспечением оказания социальной поддержки является Конституция РФ, федеральные и региональные законы о социальном обеспечении, иные нормативно-правовые акты. Категориями, имеющими право на социальную поддержку, в Российской Федерации являются: инвалиды, малообеспеченные семьи, семьи с детьми, многодетные семьи, ветераны, безработные.
Основными правовыми проблемами в сфере оказания населению государственной социальной помощи можно назвать: проблему отсутствия единого Федерального закона, регулирующего государственную поддержку семей, проблемы, связанные с реализацией механизма социального контракта, а также пробелы, связанные с реализацией механизма назначения и выплат пособий гражданам, которые имеют детей и пр. Указанные проблемы требуют незамедлительного решения.
Читать дальше
1. Европейский кодекс социального обеспечения (ETS № 48) (Принят в г. Страсбурге 16.04.1964) // СПС «Консультант Плюс»
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс»
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №44. – ст. 4147.
4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – №48. – ст. 4563.
5. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 43. – ст. 4904.
6. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 29. – ст. 3699.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 52 (часть I). – ст. 7007.
8. Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 1 (Часть I). – ст. 2.
Монографии, научная и учебная литература
9. Аракчеев В.С. Право социального обеспечения России: учеб. пособие. – Томск, 2019. – Ч. 1. – 508 с.
10. Буянова М.А. Право социального обеспечения. – М: КНОРУС Медиа, 2022. – 166 с.
11. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. – М.: Юрайт, 2022. – 576 с.
12. Плетников В.С. Правоведение. Учебник. – М.: КноРус, 2022. – 288 с.
13. Смирнов С.Н. Социальная политика переходного периода: от ужаса к комедии. – М.: Спутник +, 2020. – 391 с.
Периодические издания
14. Аброскин А.С. Перспективы повышения эффективности государственной социальной помощи населению на основании социального контракта // Вестник ГУУ. – 2023. – №6. – С. 177-185.
15. Бородина М.С. Организации социальной поддержки молодежи: региональный опыт // Гаудеамус. – 2019. – №1. – С. 105-109.
16. Гаджиева А.Р. Особенности нормативно-правового регулирования социальной защиты населения в РФ // Закон и право. – 2023. – №11. – С. 71-74.
17. Горяйнова Н.М. Социальная поддержка семьи на муниципальном уровне // Управление в современных системах. – 2021. – № 5. – С. 3-10.
18. Жук Д.А. Социальное обеспечение и социальная защита населения России // Столыпинский вестник. – 2023. – №4. – С. 2054-2063.
19. Кручек И.В. Виды и формы государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам // Инновационная наука. – 2021. – №8-3. – С. 1-5.
20. Магомедова А.Г. Проблемы реализации законодательства о государственной социальной помощи на основании социального контракта // Юридический вестник ДГУ. – 2022. – №4. – С. 98-102.
21. Панова А.А. Ключевые виды социального обеспечения // Science Time. – 2021. – № 1. – С. 360-365.
22. Усова О.А. Социальная поддержка различных категорий населения в Российской федерации: эффективность, проблемы функционирования системы // Общество, экономика, управление. – 2019. – №1. – С. 18-23.
Ресурсы Интернет
23. Вихарева Е.В. Актуальные проблемы правового регулирования назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей. 2023. №18 (116). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://scilead.ru/article/4384-aktualnie-problemi-pravovogo-regulirovaniya-n
24. Закон Республики Мордовия от 28 дек. 2004 г. № 102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия (с изменениями на 8 февраля 2024 года) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru
25. Закон Пермской области от 30.11.2004 № 1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://perm.regnews.org
26. Постановление Правительства Новосибирской области от 13.12.2022 № 589-п «О прожиточном минимуме в Новосибирской области на 2023 год» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5400202212140006
27. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2022 № 1336 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Санкт-Петербурге на 2023 год» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7800202212300022
Материалы судебной практики
28. Решение Одинцовского городского суда (Московская область) по делу № 2-9653/2017 от 22 дек. 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sudact.ru/
29. Решение Людиновского районного суда (Калужская область) по делу № 2-2-170/2019 от 23 дек. 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sudact.ru
Читать дальше