Актуальность работы. Достижение высокого уровня занятости-одна из главных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, которая создает дополнительное количество рабочих мест, ставит перед собой цель увеличить количество общественного продукта и удовлетворить потребности населения. При полном использовании имеющихся ресурсов система работает до тех пор, пока не достигнет предела производственных возможностей. Безработица приносит немалые потери, приносит людям жизненные интересы, не дает им делать то, на что они способны, потому что человек может проявить себя на работе больше, или лишает его такой возможности, из-за чего люди испытывают большой психологический стресс.
Проведение государственной политики в области занятости является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития субъектов Федерации. Система регионального регулирования рынка труда ставит своей целью преодоление неравенства в системе занятости и занятости населения в отдельных территориальных сообществах, ее основной целью является сокращение существующего разрыва в социально-экономическом развитии регионов, что позволит стабилизировать динамику рынка труда.
Решение задач региональной политики занятости предполагает разработку и реализацию соответствующих инструментов регулирования и прогнозирования рынка труда.
Эффективное регулирование рынка труда и сферы занятости населения направлено на совершенствование системы занятости, системы трудовых отношений, замедление роста безработицы, повышение эффективности реализации приоритетных социально-демографических направлений деятельности различных групп населения.
Предмет исследования: положительные и отрицательные стороны в деятельности Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга по осуществлению государственного регулирования занятости населения.
Объект исследования: государственное регулирование занятости населения, осуществляемая Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.
Цель курсовой работы: проведение анализа деятельности Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга в области государственного регулирования занятости населения.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1.Выявить теоретико-правовые основы регулирования занятости населения.
2.Дать социально-экономическую характеристику Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.
3. Проанализировать специфику деятельности Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга в области государственного регулирования занятости населения.
Методологическая база (основа) исследования. Методологическую основу исследования составили основные законы и принципы рыночной экономики, методы системного и сравнительного анализа, а также методы экономического анализа.
Основные источники работы. Информационной базой послужила современная законодательные акты, научная и периодическая литература.
Описание структуры работы. Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, выбор темы исследования. Определяется объект исследования, предмет, цели и задачи, а также методы исследования.
Степень изученности темы. Вопросы государственного регулирования занятости всегда привлекали внимание выдающихся ученых разных эпох и направлений. Они были широко рассмотрены в трудах представителей экономических школ: Л. Вальраса, А. Маршалла, Д. Рикардо, А. Смита, К. Маркса, Дж. Кейнса и др.
Информационную основу курсовой работы составили учения экономических школ о занятости и безработице; материалы государственных органов и труды современных отечественных ученых.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования системы управления занятостью населения: занятость как социально-экономическая категория; система управления занятостью населения и ее основные элементы; нормативно-правовые основы регулирования занятости.
Во второй главе проведен анализ системы управления занятостью населения на примере занятости в г.Санкт-Петербург.
В заключении были сформулированы выводы по результатам проведенного исследования.
Читать дальше
1.1. Правовой статус безработного
В рыночной экономике защита от безработицы является неотъемлемым элементом государственной политики, направленной на решение важных социально-экономических задач, в том числе на снижение социальной напряженности, связанной с наличием в обществе групп, утративших доход и социальный статус. Эта политика предполагает содействие занятости, материальную поддержку соответствующих групп населения, т.е. компенсацию определенной доли потерянного дохода, а также вывод с рынка труда отдельных категорий безработных. Степень и формы участия государства в решении указанных проблем, набор применяемых инструментов и методов в разных странах неодинаковы, однако в развитых рыночных экономиках это направление политики является важнейшей составляющей деятельности государства.
Безработицу в настоящее время принято характеризовать как элемент социально-экономической политики государства. Достаточно интересным фактом является то, что длительное время в Советском Союзе тема безработицы вообще не рассматривалась как проблема. Все граждане нашего многомиллионного общества, имея право на труд, были обязаны его реализовывать. В противном случае это расценивалось как тунеядство и могло привести к плачевным последствиям, вплоть до уголовной ответственности [2, с.14]. Современные реалии постсоветского пространства вносят глобальные коррективы во все сферы, в том числе и законодательные, и мы уже видим, что, оказывается, в обществе такое социальное явление, как безработица, не только существует, но и предопределяет использование государством соответствующего административного ресурса с целью недопущения повышения масштабности этого явления, принятие нормативно-правовых актов по регулированию этой проблемы.
Читать дальше
2.1. Обзор ситуации на рынке труда
По данным Росстата, в среднем за январь - март 2024 года уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в Санкт-Петербурге составил 2,7% от численности рабочей силы в возрасте от 15 лет и старше, что является одним из самых низких значений данного показателя среди субъектов Российской Федерации (СЗФО – 4,6%, Москва – 3,1%, РФ – 5,6%).
В январе - марте 2024 года уровень занятости населения Санкт-Петербурга в возрасте от 15 лет и старше составил 66,1%, уровень участия в рабочей силе – 67,9% (в январе - марте 2023 года они составляли 66,6% и 67,6% соответственно).
Общая численность занятых в экономике Санкт-Петербурга в среднем за январь - март 2024 года составила 3 022,2 тыс. чел. в возрасте от 15 лет и старше, что на 0,9% меньше, чем в январе - марте 2023 года.
По данным Петростата, численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) в феврале 2024 года составила 1 530,9 тыс. чел., что на 3,4% больше, чем в феврале 2023 года.
В I квартале 2024 года численность выбывших работников составила 98,4 тыс. чел., численность принятых – 95,4 тыс. чел. Численность работников, намеченных к высвобождению во II квартале 2024 года, – 1 752 чел. (во II квартале 2023 года – 1 573 чел.).
Средняя номинальная заработная плата одного работника, начисленная в феврале 2024 года, составила 71 681 руб. – на 9,5% больше, чем в феврале 2023 года. Реальная средняя начисленная заработная плата (с поправкой на инфляцию) одного работника составила 103,8% к уровню февраля 2023 года.
Динамика числа безработных и уровня безработицы в г.Санкт-Петербург представлена в таблице 2.
Читать дальше
Основные направления по совершенствованию системы управления занятостью в г.Санкт-Петербург:
1. Переобучение безработных граждан.
Отдел проводит большую работу в этом направлении. Это осуществляется с учётом потребностей, выявленных работодателями. Финансирование мероприятий по профессионально-техническому обучению осуществляется в соответствии с государственной программой «Стимулирование экономической деятельности» в рамках средств, выделенных из бюджета территории Алтая.
За последние три года городская служба занятости отправила более 4000 безработных граждан на профессиональное обучение. Из них 50 % имели высшее профессиональное образование, 35 % имели среднее и начальное профессиональное образование, 15 % имели общее (полное) и общее основное среднее образование.
Наиболее уязвимыми к возможностям трудоустройства являются граждане трудоспособного населения, которые получили профессиональные знания и квалификацию 15 и более лет назад. Как правило, это богатство знаний больше не отвечает современным потребностям городского хозяйства, особенно развитию её новых отраслей. Предоставляя профессиональное обучение безработным гражданам, Департамент труда и занятости Барнаула обеспечивает потенциальным работникам приобретение новых профессиональных навыков в короткие сроки. Понятно, что это значительно повышает уровень мобильности и конкурентоспособности граждан.
2. Переподготовка женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком.
В рамках программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда на территории Алтая департамент провел мероприятие профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет. Практика показала, что такого рода помощь требуется как работодателям, у которых есть женщины в этой категории, так и обучению подготовленных специалистов, так и самим женщинам, которым было разрешено путешествовать профессионально с помощью новых знаний и навыков, полученных, я наблюдаю, бесплатно.
С 2023 года кафедра организует профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации для женщин с отпуском по уходу за ребёнком в рамках собственных полномочий за счёт городского бюджета.
В настоящее время департамент работает над увеличением числа женщин с 2020 года, которые смогут пройти профессиональное обучение по направлениям агентств занятости.
Читать дальше
В курсовой работе рассмотрены направления совершенствования системы управления занятостью населения.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Исследованы теоретические аспекты рынка труда.
2. Проведен анализ рынка труда в г.Санкт-Петербург.
В статье 1 Закона РФ »О занятости населения в Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 27.12.2009) подчеркивается, что занятость - как деятельность граждан, связана с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству Российской Федерации и приносит, заработок, трудовой доход.
В современном мире, в эпоху глобального экономического кризиса, особенно остро стоит проблема занятости населения. Не случайно безработица и неполная занятость занимают вторую строчку в ТОП-10 глобальных рисков.
Политика занятости — совокупность мер, направленных на улучшение распределения рабочей силы, достижение и поддержание полной, продуктивной и эффективной занятости. Чем больше в стране занято людей общественно-полезной и эффективной работой, тем весомее создаваемый валовой внутренний продукт и тем больше появляется ресурсов у государства для решения социальных проблем, повышения жизненного уровня населения. Наличие в стране высокой и возрастающей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП, что сужает возможности государства решать социальные задачи, ставит в очень трудное положение членов общества, не имеющих источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или иными социальными программами.
Снижение уровня безработицы напрямую связано и с активной социальной политикой в г.Санкт-Петербург, которая реализуется посредством принятых пятилетних государственных программ.
Основные направления по совершенствованию системы управления занятостью в г.Санкт-Петербург:
1. Переобучение безработных граждан.
2. Переобучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.
3. Создание рабочих мест для инвалидов.
4. Создание рабочих мест для молодежи.
5. Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы.
6. Временное трудоустройство.
Необходимо принимать дальнейшие меры для популяризации технических специальностей, а также рабочих профессий. Для этого стоит заняться дополнительным развитием средне – специальных учебных заведений, выделять на их развитие больше денежных средств. Еще стоит обратить внимание на помощь молодежи в трудоустройстве после окончания высших учебных заведений, сделать начальную заработную плату этих категорий сотрудников конкурентоспособной. Также необходимо организовать возможность бесплатной переквалификации работников не только в новых отраслях производства, но и в уже развитых и налаженных, т. к. они тоже не стоят на месте. Стоит пересмотреть размер пособия по безработице, чтобы люди, даже находясь в поиске работы, могли обеспечить себя и спокойно заниматься поисками рабочего места. Реализация мероприятий по содействию занятости населения, регулированию трудовой миграции и совершенствованию охраны труда будет способствовать сохранению стабильной ситуации в сфере занятости в Ленинградской области.
Читать дальше
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001№ 917-ФЗ (в последней редакции) // http://base.consultant.ru
2. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1(в последней редакции) // http://base.consultant.ru
3. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. — 2020. — №9. — С. 511-514.
4. Аристов Е.В. Социальное государство в конституционном праве: к вопросу о дискуссии относительно понятия // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. № 3(29). С. 8–14
5. Володин, В. М. Влияние цифровой экономики на трансформацию человеческого капитала [Электронный ресурс] / В. М. Володин, И. А. Питайкина, С. А. Влазнева // Экономические науки. – 2022. – № 6. – Режим доступа: https://ecsn.ru/files/pdf/202106/202106_44.pdf (дата обращения: 05.06.2024).
6. Жильцова Ю.В., Жильцова А.В. Ретроспективный анализ состояния безработицы в России как социального и экономического явления // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2022. N 22. С. 21 - 30.
7. Земцов, С. Роботы и потенциальная технологическая безработица в регионах России: опыт изучения и предварительные оценки / С. Земцов // Вопросы экономики. – 2023. – № 7. С.15-46
8. Меретукова Т. А., Однолетков А. А. Сравнительный анализ уровня жизни в Российской Федерации и зарубежных странах // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 154-157
9. Попкова И.С. Статистический обзор занятости населения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2021/01/15701 (дата обращения: 05.06.2024).
10. Родионова О.В. Современное социальное государство: типология и проблемы модернизации // Правоведение. 2022. N 3. С. 16-38.
11. Серегина Л.В. Некоторые правовые проблемы защиты от безработицы граждан старшего поколения // Журнал российского права. 2022. N 6. С. 111 - 125.
12. Скачкова Г.С. Регулирование рынка труда: новые ориентиры и направления // Трудовое право в России и за рубежом. 2022. N 1. С. 15 – 21
13. Цуканова Н.П. Социальные выплаты по безработице как стимулирующие гарантии для безработных граждан // Социальное и пенсионное право. 2023. N 1. С. 52 - 56.
14. Официальный сайт Администрации г.Санкт-Петербургhttp://www.akmrko.ru (дата обращения 01.03.2024)
Читать дальше