Актуальность работы. Сотрудничество между Китаем и Россией имеет важное значение для развития бизнеса и экономики обеих стран. В последние годы автомобильная промышленность стала одним из основных направлений сотрудничества между Китаем и Россией. Это вызвано рядом факторов, таких как потенциал рынка, технологические возможности и взаимные интересы обоих стран.
Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей в современной экономике и тесно связана с социально-экономическим развитием обоих стран. Китай и Россия являются крупными производителями автомобилей и имеют значительное влияние на мировом рынке. В данном исследовании мы постараемся оценить актуальность сотрудничества между китайской и российской автомобильной промышленностью, а также проанализировать его перспективы.
Советская автомобильная промышленность оказала глубокое влияние на развитие ранней автомобильной промышленности Китая. От китайско-советской автомобильной торговли в первые дни основания Китайской Народной Республики до китайско-российского сотрудничества в автомобильной промышленности в новый период автомобильное экономическое и торговое сотрудничество между двумя странами отошло от модели «продажи транспортных средств» и смещается в сторону строительства трансграничного сотрудничества в производственной цепочке. Однако, хотя китайско-российское сотрудничество в автомобильной промышленности открывает огромные возможности, оно также страдает от технических барьеров и недостатков основных технологий. В будущем только прорывы в области технологических инноваций, создания бренда и повышения качества могут по-настоящему способствовать углублению сотрудничества между двумя сторонами в автомобильной сфере.
С момента основания Китайской Народной Республики и установления дипломатических отношений между Китаем и Советским Союзом на развитие автомобильной промышленности Китая оказывал влияние Советский Союз. С самого начала торговли автомобилями до создания первого автомобильного завода весной 1953 года Советский Союз играл важную роль и оказал глубокое влияние на последующую автомобильную промышленность Китая. До 1980-х годов советские автомобили все еще занимали место на китайском рынке. После распада Советского Союза российская автомобильная промышленность приходила в упадок день ото дня, в то время как процесс интернационализации автомобилей собственных марок Китая развивался быстрыми темпами. 8 июня 2019 года в промышленном парке «Узловая» в Тульской области было официально завершено строительство и введен в эксплуатацию первый зарубежный завод Great Wall Motor, полностью принадлежащий Great Wall Motor, — Тульский завод Great Wall Motor в России. Зарубежная версия Haval F7 была отгружена с завода в автономном режиме и был официально внесен в список, став образцом китайско-российского сотрудничества в автомобильной промышленности.
Теоретические основы исследования. Китайско-российское сотрудничество в автомобильной промышленности началось в 2004 году с экспорта комплектных автомобилей из Китая в Россию. Китайские автомобильные компании, такие как FAW, Chery, Great Wall, Sinotruk, Hafei Automobile и др., успешно завоевали признание российских потребителей благодаря высококачественной и недорогой продукции. В 2004 году китайские автомобильные компании продали в России 353 автомобиля, В 2005 году этот показатель увеличился почти в 62 раза, и в последующие годы он продолжал расти.
Однако после 2012 года российская политика доступа к рынку и проблемы с вспомогательными объектами повлияли на экспорт китайских автомобилей в Россию, и китайско - российское сотрудничество в автомобильной промышленности потерпело неудачу. После 2015 года китайско - российское сотрудничество в автомобильной промышленности вновь получило стремительное развитие, особенно с января по июль 2017 года общий объем продаж автомобилей китайской марки на российском рынке составил 19 тыс. единиц, что на 17% больше, чем в прошлом году.
С развитием китайско-российских отношений все больше и больше китайских автомобильных компаний приезжают в Россию для ведения бизнеса. На Московском международном автосалоне 2018 года, который открылся в Международном конгрессно-выставочном центре «Крокус» в Москве, GAC Trumpchi объявила, что выберет возможность выхода на российский рынок в 2019 году и планирует стать основным брендом на российском рынке продаж автомобилей через 3-5 лет.
В то же время «Атлас», производимый Geely Automobile Co., Ltd. в Беларуси (отечественная соответствующая модель - «Boyue»), был зарегистрирован в России. С января по сентябрь 2020 года Geely «Atlas» продала в России почти 5000 единиц и выиграла рейтинг продаж внедорожников китайского бренда 2020 года и продаж на российском рынке. Двойная позиция номер один, благодаря чему продажи Geely на российском рынке выросли на 53,6% в годовом исчислении.
Степень разработанности темы представлена трудами таких авторов, как Э.Ш. Аликберова, Р. Р. Глояна, Т.В. Дорожкиной, С. А. Евсеевой, Р. В. Окорокова, Ю.С. Положенцевой и др.
Целью данной дипломной работы является изучение механизма сотрудничества китайско-российской автомобильной промышленности, изучение того, как укрепить сотрудничество в автомобильной промышленности двух стран и способствовать взаимной выгоде и беспроигрышной ситуации между двумя сторонами.
Задачи:
1. Решить нынешний статус-кво и существующие проблемы китайско-российского сотрудничества в автомобильной промышленности
2. Механизм урегулирования сотрудничества между Китаем и Россией в автомобильной промышленности и режим его функционирования
3. Решить перспективы и тенденции развития китайско-российского сотрудничества в автомобильной промышленности
4. Решить, как укрепить сотрудничество в автомобильной промышленности между Китаем и Россией и способствовать взаимной выгоде и беспроигрышной ситуации между двумя сторонами.
Объект исследования – Россия и Китай.
Предмет исследования – китайско-российское сотрудничество в автомобильной промышленности.
Методы исследования – изучение литературы и анализ конкретных случаев, систематизация соответствующих данных и литературы.
Практическая значимость работы заключается в применении полученных результатов в деятельности автомобильной промышленности.
Научная новизна исследования заключается в выявлении перспектив и тенденций развития китайско-российского сотрудничества в автомобильной промышленности.
Структура работы состоит из введения, шести глав, заключения, списка литературы, приложений.
Читать дальше
1.1 Предыстория исследования
В начале 2000-х годов китайская автомобильная промышленность начала активно развиваться, и китайские автопроизводители начали искать новые рынки для своей продукции. Россия в свою очередь, является крупным рынком для автомобилей, и китайские производители выразили заинтересованность в запуске производства и продаж автомобилей на российском рынке [3].
В результате, между Китаем и Россией началось активное сотрудничество в области автомобильной промышленности. Китайские автопроизводители начали поставлять автомобили на российский рынок, а также развивать сеть дилеров и сервисных центров.
В это же время, российские автопроизводители также проявили интерес к китайским технологиям и инвестициям. В рамках сотрудничества между двумя странами были заключены соглашения о совместном производстве автомобилей, а также о передаче технологий и обмене опытом.
Таким образом, исследование механизма сотрудничества китайско-российской автомобильной промышленности является продолжением и расширением этого сотрудничества, направленного на поиск новых форм и механизмов сотрудничества, развитие инноваций и укрепление взаимовыгодных отношений между автопроизводителями обеих стран.
Читать дальше
2.1 История развития китайско-российской автомобильной промышленности
Развитие китайско-российской автомобильной промышленности имеет долгую историю, начиная с 1950-х годов, когда Китай и СССР начали сотрудничество в области автомобильного производства.
В 1956 году СССР начал поставлять автомобили и технологии для производства автомобилей в Китай. В 1958 году была открыта первая китайская автомобильная фабрика в Чанчуне, где начали производить автомобили марки FAW (First Automotive Works), с использованием советских технологий [16].
В 1965 году Китай и СССР подписали соглашение о строительстве автомобильного завода в Китае, что стало началом развития совместного производства автомобилей. Со временем сотрудничество в этой области продолжало углубляться, и в 1990-х годах были созданы совместные предприятия, такие как Sollers (ранее известный как Severstal-Auto) и SAIC-GM-Wuling.
С началом 21 века, китайско-российское сотрудничество в автомобильной промышленности стало еще более активным. В 2014 году китайская компания Great Wall Motors приобрела 51% акций автопроизводителя «УАЗ». В 2022 году состоялось открытие завода по производству китайских автомобилей в России [17].
Сегодня китайско-российское сотрудничество в автомобильной промышленности продолжает активно развиваться. Взаимное инвестирование, технологический обмен и совместное производство делают эту отрасль одной из важнейших областей сотрудничества между двумя странами.
Читать дальше
Неуклонное расширение производства автомобилей в Китае очевидно, на что не повлияла даже эпидемия Covid-19. Высокая вероятность, что дальше эта тенденция будет лишь развиваться.
Прежде всего в КНР начали открываться собственные заводы. Все они работают и сейчас, являясь основой автомобильной промышленности страны. Это:
SIAC или государственная автомобилестроительная корпорация, самое крупное предприятие в Поднебесной по объему ежегодной выручки. В состав корпорации входит более 50 заводов в разных областях страны;
Changan Group – одна из самых крупных фирм по производству пассажирского транспорта;
Geely Holding – компания производит как легковые, так и пассажирские и грузовые автомобили.
Great Wall – холдинг включает в себя четыре завода по выпуску различных автомобилей, от легковых до грузовых.
Chery Automobile – известный на весь мир производитель легковых автомобилей.
JAC Motors – компания производит микроавтобусы, автобусы и легковые автомобили.
NIO – новая компания в Китае, которая специализируется на создании современных, энергосберегающих автомобилей, которая была основана относительно недавно, в 2014 г.
BYD — крупный холдинг, который включает в себя автомобилестроительные заводы, лаборатории по разработке зеленой энергетики и железнодорожный транспорт. Так как в основе холдинга лежат научные разработки в области энерговозобновляемых ресурсов, то и проектирование всех автомобилей включает использование принципов «зелёных» технологий. В линейке бренда существуют как автомобили с гибридным бензиновым двигателем и солнечными батареями, так и исключительно электрокары.
WM Motor – ещё одна новая китайская марка, которая составляет серьезную конкуренцию электрокарам Tesla. Несмотря на то, что компания была основана в Китае, основной научно-исследовательский центр находится в Германии. Сейчас китайские заводы бренда активно используют немецкий разработки в области электрокаров [11].
Читать дальше
4.1 Создание китайско-российского механизма сотрудничества в автомобильной промышленности
В последние годы Китай и Россия укрепили свои экономические связи и стали стратегическими партнерами. На сегодняшний день одной из самых перспективных отраслей сотрудничества между двумя странами является автомобильная промышленность.
Одной из ярких и успешных историй сотрудничества стало создание китайско-российского механизма сотрудничества на примере компании Haval. Haval – китайский производитель автомобилей, являющийся дочерней компанией Great Wall Motors. Он входит в число самых крупных автомобильных производителей Китая и успешно осваивает российский рынок [10].
Сотрудничество Haval и российских партнеров началось с создания совместного предприятия для производства автомобилей и комплектующих в России. Китайская сторона внесла значительные инвестиции в развитие проекта, а российские партнеры внесли свой опыт и экспертизу.
Одним из ключевых факторов успеха данного проекта стал технологический обмен между китайской и российской сторонами. Российские специалисты имели возможность получить доступ к передовым технологиям и методам производства, разработанным Great Wall Motors, в то время как китайская сторона изучала опыт российских инженеров и дизайнеров.
Компания Haval активно использовала методы локализации производства, чтобы удовлетворить потребности российского рынка. Поэтому значительная часть производства автомобилей Haval осуществляется на территории России.
Читать дальше
В результате проделанной работы решены следующие задачи: решен нынешний статус-кво и существующие проблемы китайско-российского сотрудничества в автомобильной промышленности; выявлен механизм урегулирования сотрудничества между Китаем и Россией в автомобильной промышленности и режим его функционирования; решены перспективы и тенденции развития китайско-российского сотрудничества в автомобильной промышленности; решено, как укрепить сотрудничество в автомобильной промышленности между Китаем и Россией и способствовать взаимной выгоде и беспроигрышной ситуации между двумя сторонами.
Автомобильная промышленность Китая развивается высокими темпами. Экспортная ориентация производства и быстрые темпы роста позволят китайским автопроизводителям уже в ближайшее время составить серьезную конкуренцию на мировом автомобильном рынке. Успех китайских компаний на мировом рынке объясняется значительными объемами прямых иностранных и внутренних инвестиций в отрасль и особенностями выбранной ими стратегии развития.
Суть данной стратегии – в массовом производстве и экспорте дешевой продукции достаточно высокого качества, основанном на копировании технологий ведущих автопроизводителей с использованием дешевой рабочей силы и более дешевых узлов и агрегатов собственного производства. Немаловажное значение имеет государственная политика, направленная на поддержку экспортной ориентации отрасли.
Среди проблем развития отрасли следует выделить трудности, возникающие при выходе на внешние рынки и связанные с незаконным использованием технологий зарубежных компаний. В целом же продукция китайского автомобилестроения конкурентоспособна на сегментах мирового рынка, характеризующихся низким уровнем цен. Дальнейшее развитие, основанное на создании и использовании собственных технологий, а также повышении качества производимой продукции, позволит китайским компаниям уже в среднесрочном периоде составить серьезную конкуренцию ведущим мировым автопроизводителям практически на всех региональных рынках.
Стратегия китайских автопроизводителей, во многом напоминающая стратегию компаний Японии и Южной Кореи на начальном этапе развития отрасли в этих странах, является перспективной и позволяет развиваться высокими темпами, завоевывая в краткосрочном периоде определенный сегмент мирового рынка. Похожие стратегии развития сегодня уже избрали автопроизводители других развивающихся стран (в частности Индии, Бразилии и России). Автомобилестроительная отрасль в этих странах в ближайшие пять лет будет развиваться наиболее динамично, что позволит им обеспечить значительную долю прироста в мировом автомобилестроении. Использование опыта Китая даст возможность автопроизводителям других развивающихся стран.
Читать дальше
1. Аликберов Э.Ш. Анализ отношений в стратегическом треугольнике Китай-Индия-США // Исторический бюллетень. 2021. Т. 4. № 2. С. 38 – 42.
2. Глоян, Р. Р. Принципы разработки конкурентной стратегии современного предприятия / Р. Р. Глоян // Упр. В экономике в XXI в. – 2022. – № 2. – С. 38–41.
3. Дорожкина Т.В., Татарченко К.Р., Гусакова А.А. Инновации как драйвер развития товарных отношений: Россия – Китай // Modern Economy Success. 2021. № 4. С. 139 – 144.
4. Евсеева, С. А. Принципы разработки конкурентной стратегии / С. А. Евсеева // Экон. науки. – 2021. – № 3. – С. 112–115.
5. Окороков, Р. В. Инновационный потенциал предприятия: его оценка и использование / Р. В. Окороков, Я. В. Лемеха, А. А. Тимофеева ; под ред. В. Р. Окорокова. – СПб. : Политехн. ун-т, 2020. – 248 с.
6. Положенцева Ю.С., Андросова И.В. Приоритеты технологической модернизации промышленного предприятия в условиях трансформации экономики // Russian Economic Bulletin. 2021. Т. 4. № 5. С. 214 – 221.
7. Се Чэньфэй Роли китайских транснациональных корпораций в межкультурном общении в рамках инициативы «Пояс и путь» // Modern Economy Success. 2021. № 3. С. 136 – 140.
8. Яо Биюй. Страхование предпринимательских и финансовых рисков // International Law Journal. 2021. Т. 4. № 3. С. 22 – 26.
9. Ефименко Е.С. Китайские автомобили: электронный ресурс. // Международная Бизнес Корпорация [Электронный ресурс]. URL: http://www.mbcorp.ru/page0001204 (дата обращения: 04.01.2024).
10. Китайская ассоциация автопроизводителей (China Association of Automobile Manufacturers) [Электронный ресурс]. URL: http//www.caam.org.cn. (дата обращения: 03.01.2024).
11. Китайское автомобилестроение ориентируется на западные районы страны: электронный ресурс. // Газета Жэньминь Жибао он-лайн: [Электронный ресурс]. URL: http://www.russian.people.com.cn/200107/10/rus20010710 47893.html (дата обращения: 07.01.2024).
12. Международная Организация Производителей Автомобилей (International Organization of Motor Vehicle Manufacturers) [Электронный ресурс]. URL: http//www.oica.net. (дата обращения: 03.01.2024).
13. Статистика производства автомобилей [Электронный ресурс]. // URL: https://auto.vercity.ru/statistics/production (дата обращения: 10.01.2024).
14. Статистика продаж автомобилей в мире [Электронный ресурс] // URL: https://auto.vercity.ru/statistics/sales/ (дата обращения: 10.01.2024).
15. Состояние и тенденции китайского автомобилестроения: электронный ресурс [Электронный ресурс] // Информационный отдел провинции Цилинь. URL: http://www.iilin.cei.gov.cn/news/view Article.html?id=402880a8230d826c0123 31al35e40310 (дата обращения: 09.01.2024).
16. Шанс китайского автомобилестроения — в экономическом кризисе: [Электронный ресурс]// Официальный сайт госзакупок КНР. URL: http://www.ccgp.gov.cn/gvsh/jdix/cgxw/753262.shtml (дата обращения: 03.01.2024).
17. Automotive manufacturing industry in China — Statistics & Facts [Электронный ресурс]. // URL: https://www.statista.com/topics/1050/automobile-manufacturing-in-china/#dossierSummary chapter2 (дата обращения: 10.01.2024).
18. China-Automotive Industry [Электронный ресурс]. // URL: https://www.export.gov /apex/article2?id=China-Automotive-Components-Market (дата обращения: 03.01.2024).
19. List of exporters for the selected product. Product: 8703 Motor cars and other motor vehicles principally designed for the transport of persons. [Электронный ресурс]. // URL: https://www.trademap.org (дата обращения: 03.01.2024).
20. List of importing markets for a product exported by China. Product: 8703 Motor cars and other motor vehicles principally designed for the transport of persons. [Электронный ресурс]. // URL: https://www.trademap.org (дата обращения: 03.01.2024).
Читать дальше