Актуальность исследования. Рыночная экономика, при всем разнооб-разии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны го-сударства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Между тем, отечественными и иностранными финансистами как в устных выступлениях, так и в научных статьях неоднократно отмечалась неэффективность бюджетно-финансовой системы России. Неэффективность проявляется, в частности, в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными государством благами, а бюд-жетные учреждения - полноценным финансированием (причем вне зависи-мости от невыполнения или перевыполнения доходной части бюджета), в неспособности обслуживать собственные заимствования, в стремительном приросте объемов кредиторской задолженности, в непрозрачности и непол-ной подконтрольности финансовых операций депутатскому корпусу и об-ществу в целом. Эти и другие негативные черты бюджетно-финансовой сис-темы страны связаны, в частности, с тем, что данная сфера общественных отношений до сих пор практически не подверглась реформам, а основные принципы ее функционирования оставались прежними, командно-административными.
Таким образом, актуальность исследования проблем функционирова-ния финансовой системы Российской Федерации обусловлена прежде всего ценностью для общества самих финансовых отношений. Кроме того, про-блемы финансового оздоровления волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер при-были и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена ак-ций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социаль-ная сфера - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительст-венных кругах, но и среди обычных граждан России.
Объект исследования – государственные активы и пассивы.
Предмет исследования – методы управления государственными акти-вами и пассивами.
Целью нашего исследования является эффективное и рациональное использование бюджетных средств и оптимизация расходов с учетом надви-гающегося финансового кризиса, недопущение дефицита бюджета.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие и сущность государственных активов и пасси-вов.
2. Изучить нормативно-правовое регулирование процесса управления активами и пассивами.
3. Выявить основные проблемы управления финансовыми активами и пассивами Российской Федерации.
4. Предложить пути совершенствования управления финансами госу-дарственных активов и пассивов.
Методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Читать дальше
1.1Понятие и сущность государственных активов и пассивов
Управление государственными активами и пассивами является одним из важнейших направлений деятельности органов государственного управ-ления, обеспечивающих экономическую безопасность страны.
Государственные активы представляют собой имущественные блага и права, имеющие стоимостную оценку и находящиеся в собственности госу-дарства, приносящие доход.
К ним относятся: недвижимость, земельные участник, движимое имущество, обязательственные права, деньги и т.п. [8]
К пассивам относятся все долговые обязательства государства, как внешние, так и внутренние.
Таким образом, основная задача управления государственными акти-вами — это скоординированное управление всем балансом Банка России и имуществом государства, а не отдельными его частями.
Необходимость эффективного управления активами и пассивами в со-временных условиях определяется [10]:
— возрастающей конкуренцией на местных и мировых рынках;
— возникновением новых сложных продуктов;
— значительными изменениями в структуре привлеченных ресурсов;
— возрастающим дерегулированием деятельности банков со стороны центральных банков;
— нестабильностью экономики;
— необходимостью координировать деятельность банка по всем ее направлениям;
— высоким уровнем требований к банкам пользователями банковских услуг;
Читать дальше
2.1Основные проблемы управления финансовыми активами и пассивами Российской Федерации
Механизм управления финансовыми государственными активами и пассивами играет ключевую роль в экономической стабильности и процве-тании государства. Он представляет собой сложную систему, которая осу-ществляет планирование, учет, контроль и регулирование финансовых опе-раций, связанных с активами и пассивами государства [8].
Одной из основных функций этого механизма является оптимизация использования государственных активов и пассивов для достижения макси-мальной эффективности и устойчивости финансовой системы. Для этого не-обходимо проводить анализ и оценку рисков, связанных с финансовыми операциями, а также разрабатывать и реализовывать стратегии по управле-нию активами и пассивами.
Существует несколько основных инструментов и методов, используе-мых в механизме управления финансовыми государственными активами и пассивами. Одним из них является портфельный анализ, который позволяет определить оптимальное соотношение между различными видами активов и пассивов с учетом рисков и доходности. Важную роль играют также инст-рументы финансового контроля и мониторинга, которые позволяют свое-временно выявлять и предотвращать финансовые риски и несоответствия.
Кроме того, механизм управления финансовыми государственными ак-тивами и пассивами включает в себя также механизм финансового планиро-вания и бюджетирования. Он позволяет определить объем и распределение финансовых ресурсов государства, а также разработать и реализовать кон-кретные меры по их использованию. Финансовое планирование и бюджети-рование позволяют обеспечить стабильность и планомерность финансовых операций, а также контролировать исполнение бюджета и целей государст-венной финансовой политики.
Читать дальше
Учитывая современные геополитические условия функционирования российской экономики, вопросы эффективного управления государственным имуществом с целью обеспечения социально-экономической безопасности России приобретают особое значение и требуют решения.
В ходе проведенного исследования были выделены проблемы управ-ления государственным имуществом по двум направлениям:
– организационные проблемы, связанные с несовершенством за-конодательства;
– проблемы эффективности управления федеральным имуществом в части формирования неналоговых доходов федерального бюджета.
Данные проблемы являются взаимосвязанными. Наличие проблем при разграничении объектов ведения между субъектами управления государст-венным имуществом приводит, как было показано в анализе, к недостовер-ным данным в учете государственного имущества. Это, в свою очередь, приводит к снижению эффективности управления данным имуществом в части планирования и администрирования неналоговых доходов бюджета.
Для обеспечения эффективного управления государственным имуще-ством необходимо решить выявленные организационные проблемы, причи-нами возникновения которых является несовершенство законодательства. В частности, требуется согласование норм гражданского и публичного права в вопросах определения видов государственного имущества, прав и полномо-чий субъектов управления государственным имуществом. Также необходи-мо на законодательном уровне обеспечить четкое разделение объектов веде-ния и полномочий по управлению ими между уполномоченными субъектами государственной власти.
В соответствии с Указом Президента от 07.05.2018 № 204 «О нацио-нальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» необходимо изменить методы осуществления управ-ления государственным имуществом. В частности, прогнозировать, плани-ровать и принимать решения по эффективному управлению в соответствии с особенностями объекта управления. Внедрение пообъектного метода управ-ления государственным имуществом, предусматривающего определение це-ли управления каждого объекта, позволит повысить эффективность управ-ления, в том числе связанного с ростом поступления неналоговых доходов как в федеральный бюджет, так и в региональные бюджеты.
Актуальными остаются вопросы повышения качества прогнозирова-ния поступлений доходов в бюджет в процессе управления государственным имуществом, которые напрямую связаны с качеством учета государственно-го имущества и разрабатываемыми стратегиями, и программами управления государственным имуществом. В этой связи предлагается формировать и пересматривать актуальные стратегии по качественному управлению госу-дарственным имуществом на постоянной основе в среднесрочном периоде от 2 до 5 лет.
Для улучшения структуры государственного имущества требуется пе-ресмотреть планы по приватизации государственного имущества, а также провести инвентаризацию по тем видам государственного имущества, где наблюдаются существенные расхождения данных в Реестре федерального иму- щества и в отчетности Росимущества. Данные меры позволят увели-чить количество объектов государственного имущества, а также активизи-ровать поток инвестиций со стороны частных инвесторов.
Отдельным направлением решения проблем управления государствен-ным имуществом является повышение качества контроля над осуществле-нием управления государственным имуществом со стороны исполнительных органов. Современными методами в этом направлении являются различные цифровые информационные системы, используемые в процессе государст-венного управления, а также активное использование методов предвари-тельного контроля, позволяющих предупреждать неэффективное использо-вание государственного имущества.
Отдельным направлением дальнейших исследований следует выделить вопросы повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности коммерческих организаций с государственным участием и государственных некоммерческих организаций, прежде всего, государственных корпораций.
В заключение, государственные активы и пассивы играют важную роль в экономической, политической и социальной жизни государства. Гра-мотное управление этими ресурсами способствует развитию страны, обес-печению благосостояния граждан и укреплению финансовой стабильности. Поэтому, вопросы управления государственными активами и пассивами сле-дует рассматривать с должной серьезностью и ответственностью.
Читать дальше
Нормативные источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по-правках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.03.2011) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 23.03.2011) // Российская газета, N 220, 20.11.2002.
4. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Россий-ской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/. Дата обраще-ния: 05.03.2024 г.
5. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. №203 «О Стратегии разви-тия информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 го-ды» // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW216363/. Дата обращения: 05.03.2024 г.
6. Дефицит бюджета по итогам 2022 года [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.forbes.ru/finansy/483568-defLcit-budzeta-po-itogam-2022-goda-stal-odnim-iz-kщpnejsih-v-istorn-rossri/ Дата обращения: 01.03.2024 г.
Литература и статьи:
7. Антоновская Е.А., Егорова Н.Н., Петрова С.В. К вопросу об эффективности управления государственной собственностью субъекта Рос-сийской Федерации // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 11. – С. 16–20.
8. Асканова О.В. Финансовая отчётность: Учебное пособие для студентов экономических направлений всех форм обучения / Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск, 2023 – 75 с.
9. Белоножко М.Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М.Л. Белоножко,А.Л. Скифская. — СПб: ИЦ «Интермедия», 2016 — 208 с.: илл.
10. Гавриков Ф.А., Ситников М.А. Виды и структура государствен-ной собственности в Российской Федерации // Актуальные проблемы соци-ально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2023. – № 2 (33). – С. 20–23.
11. Гиоева М.К. Правовое регулирование управления и распоряже-ния имуществом государственной казны РФ // Человек. Социум. Общество. – 2022. – № 1. – С. 93–97.
12. Давыдова Д.А. Правовое регулирование управления и распоря-жения имуществом государственной казны Российской Федерации // Вопро-сы российской юстиции. – 2019. – № 1. – С. 402–411.
13. Качанова Л.С. Механизм обеспечения финансово-экономической безопасности регионов/ Л.С. Качанова // Конкурентоспособность в глобаль-ном мире: экономика, наука, технологии. - 2023. - №3. - С. 38-41.
14. Кузьмина Л.А., Лоскутов Н.В. Проблемы и перспективы совер-шенствования управления государственной собственностью в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 3-2. – С. 94–98.
15. Рой Н.А., Шпак А.С., Мишина Е.С. Современные тенденции в системе управления государственной собственностью в Российской Федера-ции: проблемы и пути их решения // Вестник евразийской науки. – 2018. – № 3. – С. 37–47.
16. Сергеев А.Л., Шагапов И.Р. Организация и функционирование системы управления федеральной собственностью // Международный жур-нал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 1-3 (76). – С. 90–93.
17. Сухинов Виктор Евгеньевич Генезис управления внешними ак-тивами и пассивами России // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2001. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-upravleniya-vneshnimi-aktivami-i-passivami-rossii (дата обращения: 04.03.2024).
18. Фирсов М.В. Некоторые вопросы определения правового стату-са территориальных органов Федерального агентства по управлению госу-дарственным имуществом // Проблемы экономики и юридической практики. – 2020. – Т. 16, № 4. – С. 326–330.
Читать дальше