Актуальность. Тема исследования «Совместимость студентов с различными типами темперамента» является актуальной, поскольку каждый человек обладает уникальным набором черт характера и темперамента, которые могут влиять на их способность к обучению, взаимодействию с окружающими и достижению успехов в учебе. Изучение влияния различных типов темперамента на совместную деятельность студентов может помочь определить оптимальные способы организации работы в группах, улучшить коммуникацию и сотрудничество между учащимися, а также повысить общую успеваемость и эффективность обучения.
Исследователи, такие как К. Юнг, утверждают, что темперамент играет важную роль в формировании личности и поведении человека. Основанием для разработки данной научной проблемы являются исследования психологов и педагогов, которые показывают, что люди с разными типами темперамента имеют разные предпочтения в обучении и взаимодействии со сверстниками. В то же время, существующие разногласия и конфликты между студентами с разными типами темперамента, что может привести к ухудшению общего климата в учебной среде, снижению успеваемости и ограничению развития личности.
Данные исследований также показывают, что студенты с различными типами темперамента могут обладать разными способностями к обучению, предпочтениями в методах обучения, а также разными потребностями во взаимодействии со сверстниками. Поэтому необходимо изучить, какие типы темперамента более совместимы между собой для успешного обучения и социализации студентов.
Цель: исследовать совместимость студентов с различными типов темперамента в социальном взаимодействии.
Задачи:
1) Провести анализ литературных источников по взаимосвязи типов темперамента с социальными и учебными аспектами жизни студентов;
2) подобрать методы и методики для исследования совместимости студентов разных темпераментов;
3) провести исследование среди студентов для определения их типов темперамента;
4) проанализировать полученные данные, выявить основные закономерности и тенденции в совместимости темпераментов студентов.
Гипотеза: студенты с различными типами темперамента проявляют различную степень совместимости в межличностном взаимодействии.
Предмет исследования: совместимость студентов с различными типами темперамента.
Объект исследования: студенты 1 курса высшего учебного заведения.
Методы исследования: опрос, основанный на психологической теории типологии темпераментов Г. Айзенка.
Структура работы: работа состоит из 3 глав:
Глава 1. Феномен психологической совместимости личности
- 3 подраздела: понятие и значение психологической совместимости, виды и примеры совместимости, влияние темперамента на совместимость
Глава 2. Описание выборки, методов и процедуры исследования
- 4 подраздела: описание выборки, методы исследования, процедура исследования, математико-статистические методы обработки данных
Глава 3. Результаты исследования
- 2 подраздела: анализ результатов опросника, результаты экспертного опроса.
В работу включены 6 рисунков, 4 таблицы, 1 приложение, 21 литературный источник.
Читать дальше
1.1 Понятие, значение психологической совместимости.
Понятие «совместимость» широко используется в различных областях знания. Например, психология, педагогика, медицина, биология, юриспруденция, в рамках теории систем. В различных источниках «...совместимость рассматривается как особое отношение двух систем, при взаимодействии которых проявляется их сходство или по некоторым параметрам, или по существу, обеспечивая, таким образом, возможность наиболее эффективного их взаимодействия» [20, с.128].
Необходимо обратить внимание на тот факт, что не существует единого понятия совместимости, которое подходило бы для всех наук. Проанализировав психологические словари, мы можем привести некоторые определения термина «совместимость», которые отражают данное понятие наиболее полно.
«Межличностная совместимость – это обоюдное принятие партнеров в процессе межличностного общения и совместной деятельности. Межличностная совместимость опирается на совпадение ценностей, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей и характеров. [19, с.26]. То есть, сочетание индивидуально-психологических характеристик наиболее значимых для взаимодействия.
Взаимная психологическая совместимость людей зависит от положительного восприятия различных аспектов характера, темперамента, ума, привычек и потребностей, а также уважения, симпатии, дружбы и любви. Это понятие включает в себя взаимное принятие и согласие по поводу вклада каждого участника в социальной группе.
Читать дальше
2.1 Описание выборки исследования.
Для проведения психологического исследования совместимости студентов по темпераменту в выборку вошли студенты 1 курса высшего учебного заведения в количестве 31 человек (из них 10 юношей и 21 девушка). Данная выборка представляет собой репрезентативную группу данной категории студентов.
Выборка была сформирована случайным образом среди всех студентов первого курса. Каждый студент, вошедший в выборку, имел равные шансы быть выбранным и представлял собой достаточно большое количество участников исследования для обеспечения статистической значимости результатов.
Участники исследования были проинформированы о целях и задачах исследования, о методах его проведения и о возможных последствиях участия. Для участия в исследовании студенты дали свое согласие.
Читать дальше
В данной курсовой работе мною были выполнены все поставленные задачи, а именно:
• проведен теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме
• подобраны методики для исследования совместимости разных темпераментов
• проведено исследование для определения типов темперамента
• проведен анализ результатов, полученных в результате исследования выборки студентов
Изучение психологической совместимости студентов показало ее значительное влияние на отношения между людьми. Это соответствие личностных характеристик способствует выстраиванию более эффективного взаимодействию и улучшенной коммуникации.
На основании анализа литературы мною был сделан вывод, что психологическая совместимость — это совокупность положительных эмоций и положительных взаимных оценок партнеров, основанная на взаимной комплексной оценке образа мыслей, поведения, намерений и желаний.
Кроме того, были выделены различные виды психологической совместимости, такие как совпадение интересов, ценностей, характеров и уровня эмоциональности. Важно учитывать, что это может проявляться как в дружеских, так и в романтических отношениях. При этом, различные типы деятельности требуют согласованности по различным индивидуально-психологическим характеристикам: некоторые - по физическим, другие - психофизиологическим, третьи - эмоционально-волевым, а четвертые - социально-психологическим.
Также было выявлено, что темперамент играет важную роль в формировании психологической совместимости. Представители разных типов темперамента (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик), выбирая себе партнера для коммуникации, могут влиять на предстоящее взаимодействие и приводить к более успешной коммуникации при корректном выборе, либо же, наоборот, к конфликтам и недопониманиям, если выбор партнера для коммуникации делался без учета особенностей совместимости люде с разными типами темпераментов.
Итак, понимание особенностей психологической совместимости людей и применение этих знаний на практике помогают выстроить более эффективное взаимодействие между людьми.
Таким образом, цели и задачи данного исследования выполнены, гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Алфимова М.В. Генные основы темперамента и личности/ Алфимова М.В., Трубников В.И. // Вопросы психологии. – 2000. - №2.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев. – Л.: ЛГУ, 1967. – 339 с.
3. Аугустинавичюте А. Исследования психологической совместимости в семье/ А. Аугустинавичюте // Семья и личность (психолого-педагогические, социологические и медико-психологические проблемы): Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Гродно 28-30 сентября 1981 г. / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. — М., 1981.
4. Введение в психологию/ Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — М.: Издательский центр «Ака¬демия», 1996. – 496с.
5. Галкина Т. В. «Адаптационная модель» мотивации выбора партнера по диаде в отношениях любви и дружбы / Т. В. Галкина, Д. В. Ольшанский //Личность в системе общественных отно¬шений. Ч. 4. – М.: Просвещение, 1983.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: Просвещение, 1988. – 352с.
7. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В.Д. Небылицын. – М: Просвещение, 1966.
8. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 700 с.
9. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 573 с.
10. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. Учебное пособие для вузов. – М., Аспект Пресс, 2009. – 318с.
11. Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей. – СПб: ЛНПП «Облик», 2000
12. Обозов Н.Н.. Обозова А.Н. Три подхода исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. – 1981. – № 6. – С. 98-101.
13. Обозов Н. Н. Типы личности, темперамент и характер: Методическое пособие / Н.Н. – СПб: МАПН, 1995. – 120 с.
14. Овчаренко М.С. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ И ТИПА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ // Вестник науки. 2023. №9 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-osobennostey-temperamenta-lichnosti-i-tipa-konfliktnogo-povedeniya (дата обращения: 19.02.2024).
15. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека/ В.М. Русалов // Психологический журнал.—1989. — Т. 10.—№ 1.
16. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий/ В.М. Русалов. – М.: Издательство «Наука», 1979. – 353 с.
17. Свенцицкий С.Л. Краткий психологический словарь. Проспект, 2008 г. – 512 с.
18. Симонов П.В. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П.М. Ершов. – М.: Наука, 1984. – 161 с.
19. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М.: Просвещение, 1961.
20. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. 2-е изд. Апрель Пресс, 2008. – 192с.
21. Юнг К. Психологические типы / Под ред. В.Зеленского. – СПб.: Ювента, М.: Прогресс-Универс, 1995. – 716 с.
22. HolzkampК. Grundlagen der Psychologic Frankfurt - N.Y.I983 с 15-32
23. Newell A. Un Newellified Theories of Cognition , 1994. - 572 с.
24. KohlbergL. Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to Socialization // (Ed.) Goslin D.A. Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969.
Читать дальше