Актуальность проблемы связана с постоянно возрастающей ролью коммуникативного и творческого потенциала человека в современном обществе.
Практика подтверждает, что для развития связной речи недостаточно одних способностей. Единственный путь, который ведет школьника к дальнейшим целям - это систематические занятия, продуманные от начала и до конца, основанные на передовых данных психолого-педагогической науки. Особенно актуальным все это является при обучении детей с нарушениями речи.
Появление проблем с речью в младшем школьном возрасте неизбежно приводит к тому, что ребенок начинает испытывать трудности в последующей жизни.
Сегодня множество детей страдает общим недоразвитием речи (ОНР). С диагнозом ОНР полноценное развитие речи становится актуальной проблемой. С детьми с ОНР обязательно должна проводиться логопедическая работа.
Одна из главных задач при осуществлении логопедической работы с ребенком – это помощь в формировании у него связной монологической речи. Развитие монологических способностей помогает преодолеть системное речевое недоразвитие и облегчает обучение детей в школе.
У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.
В современных психологических и педагогических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи не достигают уровня, необходимого для полноценного обучения ребёнка в школе. По оценке Т. А. Ладыженской, научно обоснованная теория развития связной речи в школьной логопедии ещё недостаточно сформирована.[11]. Это вынуждает учителей-логопедов обращаться к общедидактическим рекомендациям, опираться на приёмы,рассчитанные на нормально развивающихся детей.
Объект исследования – связная речь детей младшего школьного возраста с ОНР.
Предмет исследования – специфика навыков пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Анализ состояния вопроса в теории и практики позволил сформулировать гипотезу исследования
Гипотеза исследования.
Особенностями навыков пересказа у младших школьников с ОНР являются:
- пропуск важных частей рассказа;
- непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений, представленных в рассказе;
- разнообразные добавления, обусловленные случайными ассоциациями, неточностью представлений и знаний.
Цель исследования – выявить особенности навыков пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с гипотезой и целью были определены основные задачи исследования:
- изучить состояние проблемы в теории и практике коррекционного
обучения;
- выявить особенности навыков пересказа у младших школьников с
общим недоразвитием речи;
- экспериментально проверить выявленные особенности.
Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включила следующие методы исследования:
- наблюдение за логопедическим процессом;
- изучение состояния проблемы в опыте логопедической работы;
- анализ, обобщение данных по проблеме исследования и выработка
гипотезы;
- планирование и проведение эксперимента;
- сравнительно-сопоставительный анализ полученных экспериментальных данных;
- количественная и качественная оценка итогов эксперимента и её
соотнесение с гипотезой исследования.
Практическая значимость
- основные результаты работы могут быть использованы в практике
школьного логопеда и учителя начальных классов.
Апробация результатов исследования: основные положения и результаты работы докладывались на 71 научной студенческой конференции Смоленского государственного университета (22.04.2023 г.)
Положения выносимые на защиту: особенностями навыков пересказа у младших школьников с ОНР являются:
- пропуск важных частей рассказа;
- непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений, представленных в рассказе;
- разнообразные добавления, обусловленные случайными ассоциациями, неточностью представлений и знаний.
Объём и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка изученной литературы (29 источников).
Объём - 35 страниц.
Читать дальше
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества, главное средство производственной, политической, культурной, научно-технической, бытовой информации. Устная связная речь как средство общения имеет определенные особенности, пренебрежение которыми обедняет возможности передачи мыслей, переживаний, чувств. Сформированная речь положительно характеризует любого человека. Она является также одним из важных аспектов формирования личности [1].
Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше ребенок научится говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Психологи Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн анализируют процесс становления речи как один из видов специфической человеческой деятельности, обеспечивающей общение [3; 13; 17].
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов является полноценное речевое общение. Овладение речью ребенком в какой то мере помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности и регулирует его поведение [19].
Читать дальше
В данной части рассмотрим особенности диагностики уровня сформированности навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи. В частности, охарактеризуем диагностический инструментарий, который может быть применен в данном случае.
Обследование уровня сформированности навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи должно начинаться с предварительной беседы, целью которой является установление контакта с детьми и создание положительной мотивации для дальнейшей работы.
Обследование связной речи включает: составление рассказа по картинке, по серии картин; составление рассказа из личного опыта; пересказ.
Составление рассказа по картине и по серии картин предшествует вступительная беседа, в ходе которой выясняется, понятно ли ребенку содержание картины, уточняется значение отдельных слов. Затем дается ребенку небольшой план, по которым он должен составить рассказ.
Если ребенку предлагается составить рассказ по серии картин, то ведется наблюдение и за тем, как он их раскладывает (самостоятельно, после объяснения и показа, с помощью логопеда).
Навык связного рассказа выявляется путем пересказа доступного текста сказки, рассказа после чтения их и разбора содержания по вопросам.
Несмотря на все преимущества пересказа как средства обучения детей монологической речи, есть ряд трудностей, с которыми сталкивается ребенок во время самого процесса пересказа. Воспринимать на слух и воспроизводить информацию, при этом используя средства интонационной выразительности и связность изложения текста, не такая легкая задача. Детям с недоразвитием речи трудно начать свой рассказ, трудно донести ее в связном изложении слушателю [14].
Читать дальше
Итак, гипотеза, выдвинутая во введении подтвердилась. Поставленная цель перед началом исследования была достигнута, а задачи решены. Полученные результаты исследования позволили нам сформулировать следующие выводы.
Анализ общей и специальной психолого педагогической литературы позволили определить, что исследователи А.Н. Гвоздев, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого обучения. Нарушение речевого развития у детей отрицательно влияет на формирование личности ребенка, что сказывается на процессах социальной адаптации. Поэтому работа по выработке речевых навыков у детей должна вестись, начиная с самого раннего возраста.
Раскрыв особенности развития связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи, нами было отмечено, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность речевой функциональной системы, которая характеризуется бедностью словаря, предметной, глагольной лексики, словаря признаков. У детей отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языковых оформлений. Что свидетельствует о необходимости осуществления работы по формированию связной речи у детей данной группы. Процесс формирования связной речи у детей с общим недоразвитием включает такие этапы: ориентирование в условиях общения; планирование хода мысли; подбор наиболее подходящих языковых средств для ее выражения; обеспечение обратной связи.
Описав диагностические методики навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи, мы пришли к выводу, что диагностика уровня сформированности навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи включает такие направления: составление рассказа по картинке, по серии картин; составление рассказа из личного опыта; пересказ. В ходе диагностики могут быть использованы следующие методики: «Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам». «Составление фраз по картинкам с изображением простых действий», «Составление рассказа по серии сюжетных картинок», «Пересказ текста». А оценка уровня сформированности навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи может осуществляться по таким критериям: содержательность; логическая последовательность; грамматическая правильность речи; точность речи; разнообразие используемых языковых средств.
Таким образом, подводя итоги исследования, следует отметить, что в процессе развития связной речи и обучения пересказу детей с общим недоразвитием речи педагоги должны руководствоваться основными общепедагогическими и специальными принцами обучения. Методы и приемы работы должны быть направлены на эффективное овладение учащимися родной речью. Задания и дидактические упражнения в процессе развития речи должны подбираться с учетом образовательных и личных особенностей ребенка.
Читать дальше
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое развитие детей. Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей.
М.: «Мозаика - Синтез», 2015. 128 с.
2. Белякова Л.И., Дьякова Е. А. Заикание: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов по специальности «Логопедия». М.:
В. Секачев, 1998. 304 с.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь: Психологические исследования.
М.: Лабиринт, 2006. 461 с.
4. Гвоздев А. М. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во Академия, 1991. 211 с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс, 2017. 470 с.
6. Гриншпун В. М. Классификация нарушений речи. Логопедия. Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Академия, 2014. 55-70 с.
7. Жукова Н. С. Формирование устной речи. М.: Просвещение, 1994. 328 с.
8. Каше Г. А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (В подготовительной к школе группе).
М.: Просвещение, 2012. 81 с.
9. Колунова Л. А. Работа над словом в процессе развития речи
детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук.
М.: МГУ, 1993. 212 с.
10.Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: МиМ, 1997. 286 с.
11. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1975. 5 -10 с.
12. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Наука,
2013. 367 с.
13. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука,
2014. 368 с.
14. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: Просвещение, 2012. 208 с.
15. Павлова А.А., Шустова Л.А. Методика выявления особенностей речевого развития детей (в школе) // Вопросы психологии, 1987.
№ 6. 123-129 с.
16. Розенкарт-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего
возраста. М.: Изд-во Академии Педагогических Наук, 1963. 96 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2016. 468 с.
18. Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи. М.: Издательский центр Академия, 1999. 560 с.
19. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи
дошкольника // Вопросы психологии, 1989. № 3. 39-43 с.
20. Спирова Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 480 с.
21. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи СПб.: Детство-пресс, 1999. 215 с.
22. Усанова О. Н. Специальная психология: Система психол. изуч. аномал. детей. М.: Академия, 2014. 200 с.
23. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2004. 277 с.
24. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. 5-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. 224 с.
25. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи у младших школьников. М.: Аркти, 2000. 55 с.
26. Хватцев М.Е. Логопедия: Уч. для пед. институтов. М.: Педагогика, 2016. 275 с.
27. Цветкова, Л. С. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами речевой патологии //Дефектология, 2008.
№ 5. 35-40 с.
28. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей
начальных классов, студентов педагогических училищ. М.: АРКТИ,
2003. 240 с.
29. Шиян Л.И. Профилактика и коррекция нарушений личностного развития детей с ОНР // Дошкольная педагогика, 2008. №3. 49-54 с.
Читать дальше