Актуальность работы. Современные представления человека о мире конструируются в сложной системе наук, каждая из которых занимает определённое место в общей научной картине мира. Естественно, каждая наука не может развиваться изолированно от других. То или другое явление или определённый предмет природы может быть объектом изучения различных наук. Следовательно, в знании об одном предмете взаимосвязаны различные науки. Философия междисциплинарности, следовательно, прежде всего, затрагивает область образования и сферу тех фундаментальных наук, которые объясняют мир. Таким образом, междисциплинарные связи позволяют с одной стороны дополнить и раскрыть новые грани каждой дисциплины, с другой стороны – междисциплинарные связи обеспечивают наиболее полное и целостное понимание научной картины.
Объект исследования – научная картина мира.
Предмет исследования – междисциплинарные связи в научной картине мира.
Целью работы является изучение междисциплинарных связей в научной картине мира.Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. рассмотреть понятие научной картины мира;
2. охарактеризовать междисциплинарные связи в научной картине мира;
3. определить место химии в системе междисциплинарных связей научной картины мира.
Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение научных данных, изложенных в учебной, научной и методической литературе.
В работе использовались труды таких авторов как Азизова Л. Р., Аршинов В.И., Бешевли Б.И., Грошев В.В., Гусейнов Р.М., Исаева Н.Г. и другие.
Структура работы: введение, три параграфа, заключение, список литературы.
Читать дальше
Научная картина мира – это особая форма научного теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определённому этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Важнейшие элементы структуры научной картины мира – это междисциплинарные концепции, образующие ее каркас [Бешевли, с.5-9].
Различают основные формы научной картины мира:
1. Общенаучная картина мира – целостная система обобщённых представлений о свойствах и закономерностях действительности (вселенной, живой природе, обществе и человеке), построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных знаний, полученных в различных науках на соответствующих стадиях их исторического развития. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах. Наряду с этим термин «общенаучная картина мира» широко применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определённой исторической эпохи.
Читать дальше
Междисциплинарность – это термин, обозначающий возможность расширения научного мировоззрения посредством использования знаний и познавательных средств различных монодисциплин.
Также «междисциплинарность» трактуется как «методологическое оформление реального синтеза научных достижений различных дисциплин в крупных научных проектах и исследованиях» [Аршинов, с. 2].
Междисциплинарные связи – это термин, обозначающий интегрирующие факторы, способствующие образованию логических структур комплементарных монодисциплин, которые приводят к расширению горизонтов научного мировоззрения. Междисциплинарные связи обеспечиваются междисциплинарным подходом – это способ расширения научного мировоззрения в направлении обогащения знаний, методологии и языка одной научной дисциплины за счет знаний, методологии и языка другой научной дисциплины, формирующий моральную ответственность за результаты и последствия теоретических исследований и профессиональной деятельности, уровень которой определяется рамками взаимодействующих дисциплин.
Под научной дисциплиной, согласно литературным данным, следует понимать форму организации знания, имеющую объект исследования, собственный научный инструментарий, концепции и подходы. Ее важнейшими детерминантами являются история и организационная структура, а также «дисциплинарность» как совокупность предметного поля, методов научной работы, исследовательских процедур, собственной институциональной структуры, сообщества практикующих ученых, норм и правил профессиональной деятельности [Грошев, Шибанов, с. 445-449].
Читать дальше
Научная картина мира – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, которая возникла в результате обобщения основных естественнонаучных понятий и принципов.
Термин «Междисциплинарность» обозначает возможность расширения научного мировоззрения посредством использования знаний и познавательных средств различных отдельных дисциплин. Важнейшие элементы структуры научной картины мира – междисциплинарные концепции, образующие ее каркас. Концепции, лежащие в основе научной картины мира, являются ответами на сущностные основополагающие вопросы о мире. На сегодняшний день выделяют несколько типов картин мира: общенаучная картина мира, естественнонаучная и социальная картины мира, специальные научные картины мира.
Химия тесно связана с такими дисциплинами как философия, биология, география, математика, физика, история. Все это способствует формированию целостной научной картины мира.
Читать дальше
1. Азизова Л. Р., Гусейнов Р. М., Гусейнова Т. Р. Межпредметные связи химии с биологией и физикой // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т.14. №2. С. 11-18.
2. Азизова Л.Р., Гусейнов Р.М., Гусейнова Т.Р. Межпредметные связи законов химии c законами философии и экономики // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. №1. С. 67-72.
3. Аршинов В.И. Междисциплинарность в науках и философии. М.: ИФРАН, 2020. 205 с.
4. Бешевли Б.И. Естественнонаучная картина мира как элемент формирования научного мировоззрения // Вестник Белгородского института развития образования. 2017. №1. С. 5-9.
5. Грошев В.В., Шибанов К.С. Проблема междисциплинарных отношений в гуманитарных и естественных науках // В сборнике: Современные проблемы горно-металлургического комплекса. Наука и производство. Материалы девятнадцатой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Старый Оскол, 2023. С. 445-449.
6. Гусейнов Р.М., Азизова Л.Р. Межпредметные связи законов химии с историей и географией // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. №2. С. 30-36.
7. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Современная естественно-научная картина мира // Современные проблемы науки и образования. 2016. №1. С.24-39.
8. Игамбердиева А.А. Специфика выстраивания межпредметных связей химии и биологии // Молодой ученый. 2022. №20. С. 581-583.
9. Исаева Н.Г., Мурзаева А.Н. Актуальность использования межпредметных связей при обучении химии в вузе // В сборнике: Актуальные вопросы в современных условиях развития страны. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 450-458.
10. Кожемякина Л.В. Применение межпредметных связей при изучении химии // Инновационная наука. 2022. №6. С. 91-94.
11. Козлова-Козыревская А.Л. Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении химии // Инновационные процессы в науке и технике XXI века: материалы XVI Международной научнопрактической конференции студентов, аспирантов, учёных, педагогических работников и специалистов-практиков. Нижневартовск, 2018. С. 74-77.
Читать дальше