ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДЕТСТВА И ЕГО ПЕРИОДИЗАЦИЯ 5 1.1 Понятие детства 5 1.2 Периодизация детства в педагогике и социологии 7 ГЛАВА 2. ДЕТСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 9 2.1 Развитие социологии детства в историческом аспекте 9 2.2 Современное состояние изученности детства как социальной проблемы 13 ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ 20 3.1 Социальная защита детства 20 3.2 Перспективы направлений исследований в области социальной защиты детства 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ОЧУ ВО МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ

Детство, как социальная проблема

курсовая работа
Педагогика
28 страниц
69% уникальность
2024 год
31 просмотров
.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Заключение
Список источников
Актуальность исследования. Детство является важнейшим периодом жизни человека. Детство – это особый период в жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и в социальном созревании, когда формируется и закладывается фундамент личности. Именно в этот период определяется та система ценностей и жизненных установок, которые будут сопровождать человека всю его жизнь. В этот период ребенок проходит величайший путь в своем развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких, сверстников. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом детей. Психологи и социологи неоднократно отмечали, что именно в детстве начинают складываться те глубинные различия между детьми, которые во многом определяют будущие сущностные характеристики их индивидуальностей, а, следовательно, и выбор жизненного пути. В то же время многие исследователи отмечают, что стремительное развитие современного мира имеет огромное влияние на детство, меняются условия, в которых воспитываются дети, появляются новые проблемы или же усугубляются старые. На сегодняшний день ребенок признается самостоятельным субъектом права и имеет особый социальный статус. В то же время общество предъявляет требования к детству как периоду развития ребенка в контексте особого внимания к нему самого общества и семьи. Таким образом, представляя собой неотъемлемую часть общества, детство, постоянно изменяясь в своей расширяющейся, углубляющейся деятельности (игровой, учебной, трудовой, организационной), выступает как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений с миром Взрослых. Все вышесказанное и определило актуальность курсовой работы – рассмотрение детства как социальной проблемы. Цель работы – раскрыть феномен детства как социальную проблему. Задачи:  дать определение понятию «детство» на основе анализа научной литературы;  рассмотреть периодизацию детства в педагогике и социологии;  охарактеризовать развитие социологии детства в историческом аспекте;  рассмотреть современное состояние изученности детства как социальной проблемы;  рассмотреть социальную защиту детства в современных условиях;  определить перспективы направлений исследований в области социальной защиты детства. Объект исследования – период детства. Предмет исследования – детство, как социальная проблема. Методы исследования – анализ, сравнение, обобщение научной информации. Структура работы – введение, три главы, заключение, список литературы.
Читать дальше
Детство – представляет собой один из важнейших периодов в жизни человека, когда ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного состояния до адаптированной к природе и обществу личности, которая способна брать на себя ответственность [4]. Понятие детства является полинаучным и многоаспектным, поэтому следует рассмотреть трактовку понятия «детство» с точки зрения разных наук. Если обратиться к социологии, то здесь понятие детства трактуется как социокультурное явление, исторически сложившийся феномен, который определяет развитие и саморазвитие ребенка, а также отражает взаимоотношения взрослых и детей [13]. С точки зрения социологии, дети – это постоянная и естественным образом сменяемая часть общества, которая выполняет в нем специфические функции, а также взаимодействует с обществом в целом и с отдельными его элементами [12]. В социальной педагогике детство рассматривается как начальный этап социализации личности, который включает усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, а также освоение социальных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества[9] В рамках физиологии и психологии детство определяется как стадия жизненного цикла человека, когда начинается и продолжается развитие организма, формируются его важные функции.
Читать дальше
Если обратиться к истокам изучения детства, то можно отметить, что детскую проблематику затрагивали в своих работах еще древние мыслители, однако, целенаправленная научная деятельность по изучению детства как объекта исследования начала складываться лишь в конце XVIII века. При этом формирование отдельных научных отраслей (таких, как психология, педология, этнография детства) произошло значительно позднее, в конце XIX – начале ХХ века. К этому же периоду относится зарождение социологии детства и первые попытки рассмотрения детства как социальной педагогической проблемы. Таким образом, дети и детство стали объектами социально-педагогических исследований относительно недавно, в начале ХХ века. При этом вектор исследований был направлен преимущественно на проблему детского неблагополучия, где затрагивались проблемы социального статуса детей и общественного признания социального значения детского возраста для перспектив развития общества [2]. Уже в работах классиков педагогики и социологии можно обнаружить необходимость осмысления и фокусирования общественного и научного внимания на изучении проблем детства. Так, например, особое значение периода детства было подчеркнуто в трудах Януша Корчака, который был убежден, что детей следует воспринимать как особый слой общества, имеющий абсолютную ценность. Он многократно подчеркивал, что полноценное яркое детство это залог формирования личности ребенка, без этого жизнь взрослого человека может быть искажена [4]. В свою очередь основоположники социологии, например, О. Кон [6] обращал внимание на взаимообусловленность положения детей и перспектив развития общества, на важность посреднической роли семьи в социализации детей, на детерминированность объема прав детей и их положения в обществе. Кроме этого, они рассматривали предназначение детства и воспитание как обязательный элемент успешной социализации детей в социуме.
Читать дальше
В настоящее время проблема социальной защиты детства является одной из ключевых в контексте рассмотрения детства, как социальной проблемы. Понятие «социальная защита детства» означает систему законодательно закрепленных экономических, социальных и организационных гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает противодействие дестабилизирующим факторам жизни, в первую очередь последствиям инфляции, безработицы, бедности. При этом необходимо учитывать, что решение проблем детства невозможно вне связи с обществом, с государством. Ведущая роль в этих процессах принадлежит формирующейся государственной политике в интересах детей, способной обеспечить взаимодействие семьи, школы, церкви и других социальных институтов именно с позиции защиты прав, удовлетворения потребностей и интересов детей. В Преамбуле Декларации прав ребенка ребенок определен как человек «физически и умственно незрелый»[1]. Именно поэтому ему должно быть уделено особое внимание социума на любом уровне. Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка 13 июля 1990 г. позволила обществу по-новому взглянуть на мир детства и привлечь к нему внимание общественности. Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства [11]. Право на получение социальной защиты стало одним из важнейших элементов правового статуса ребенка.
Читать дальше
В соответствии с поставленной целью и задачами была рассмотрена тема детства, как социальной проблемы. В процессе работы была изучена научная литература по теме исследования, в результате которой было дано определение понятию «детство»; рассмотрена периодизация детства в педагогике и социологии; охарактеризовано развитие социологии детства в историческом аспекте. Также было рассмотрено современное состояние изученности детства как социальной проблемы; социальная защита детства в современных условиях; определены перспективы направлений исследований в области социальной защиты детства. На основе выполненной работы можно сделать следующие выводы. Термин «Детство» в разных науках имеет свою трактовку, в данной работе под детством понимается трактовка, принятая в социальной педагогике: детство – это начальный этап социализации личности, который включает усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, а также освоение социальных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества. Периодизация детства в педагогике и социологии различается, так в педагогике в основу периодизации заложены психолого-педагогические новообразования и качества, в социологии больше выражена ориентация на развитие ребенка как члена общества. Исходя из принципов новой этики отношения к детству, ребенок рассматривается как личность со своими законными интересами и правами, которые государство и общество, мир взрослых должны поддерживать и реализовывать в приоритетном порядке. Детство как социальная проблема затрагивает широкий круг проблем, в числе которых права детей, образование, социализация детей, их здоровье, проблема девиантного поведения, проблема детского неблагополучия (сиротство, бродяжничество и т.д.), проблема удовлетворения потребностей и интересов детей. В настоящее время особенно остро стоит проблема социальной защиты детей. Это обосновано тем, что именно дети являются основой социального и культурного развития общества. В перспективе необходима работа над такими проблемами как профилактика социального сиротства; реабилитационная работа с неблагополучной семьей, психолого-педагогическая поддержка жизненного самоопределения ребенка; психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи, оказание социальной, медицинской, психологической помощи семье и детям, становление ребенка как субъекта социальной жизни. Главными факторами, которые оказывают влияние на выбор перспектив дальнейшей работы в масштабах мирового сообщества, являются развитие и внедрение идеи прав ребенка и осознание и усвоение им этих прав. Таким образом, все поставленные задачи решены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Абашина. А.Д. Интент-анализ как метод исследования социальных проблем детства: социально-педагогический аспект // Письма в Эмиссия.Оффлайн. –2020. – №11. – С. 2898. 2. Бесчасная А.А., Файзуллин Ф.С. Социальные проблемы городских детей как фактор становления и развития социологии детства // Общество. Среда. Развитие. – 2016. – №4. – С. 72-76. 3. Гайсина Г.И. Мир детства как социально-педагогическая проблема // Педагогическое образование в России. – 2021. – №5. – С. 125-128. 4. Каминьска М.А Педагогическая концепция Януша Корчака // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – Т 2. – №3. – С. 7–12. 5. Качиков Б.С. Защита детства как социально-психологическая проблема // В сборнике: Социально-правовая защита детства как приоритетное направление современной государственной политики. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 102–107. 6. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Издательский центр «Академия», 2023. – 336 с. 7. Луцева И.Ю. Проблема детства в современном мире // Современная педагогика. – 2015. – № 4. – С.12–19. 8. Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. Дети и детство как объекты социологических исследований // Социологические исследования. – 2018. – №3. – С. 62-69. 9. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2015. –. 269 с. 10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2023. – 456с. 11. Романова В.В. Детство в современном мире // В книге: Десятилетие детства: консолидация социально-культурных институтов в интересах ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Гл. редактор Н.А. Паршиков. – 2020. – С. 123-126. 12. Тохтасунова Г.А. Детство - как социально-философская проблема Известия Национальной Академии наук Кыргызской Республики. – 2023. – №5. – С. 265-270. 13. Чырчыкбаева Э.Ж. Понятие «Детства» в современных социальных науках // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. – 2023. – №3. – С. 58-60. 14. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. –384 с. 15. Qvortrup J. Childhood as a Social Phenomenon: Lessons from an Inter-national Project // International Conference, Billund, Denmark 24-26 September 1992. - Vienna: European Centre for Social Welfare Policy and Research, 1993. – P. 11–19. 16. Szydlik M. Parent-child relations in east and West Germany shortly after the fall of the wall // International Journal of Sociology and Social Policy. – 1996. – Vol. 16. – Iss: 12. – Р. 63–88.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
История Сибири
Количество страниц:
15
Оригинальность:
31%
Год сдачи:
2024
Предмет:
История
реферат
Восток-Запад в пространстве всемирной истории
Количество страниц:
13
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2024
Предмет:
История
реферат
Проектирование и разработка основных и дополнительных образовательных программ
Количество страниц:
15
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image