Актуальность темы. История сегодня, как и прежде, остается наиболее важным и сложным предметом учебного плана общеобразовательных учреждений в нравственно-патриотическом, идейном и культурном аспектах. Поэтому на сегодняшний день актуальным остается вопрос, как сделать процесс обучения истории максимально эффективным. Реформы современного образования требует поиска педагогических подходов и технологий, которые ориентированы не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание педагогических условий для формирования познавательной мотивации и самостоятельного активного овладения знаниями. Для реализации этих задач педагог должен уметь отбирать такие методы и технологии обучения, которые не только позволяли бы учащимся приобретать знания самостоятельно из разных источников, использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний, формировать собственную точку зрения и уметь ее аргументировать. Создать условия для такой познавательной деятельности учащихся позволяет применение в учебном процессе интерактивных технологий обучения.
Цель работы: изучение технологий интерактивного обучения истории. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, цель и задачи интерактивных технологий обучения;
2) рассмотреть возможности применения интерактивных технологий обучения истории.
Методы исследования: анализ, сравнение обобщение научной информации.
Объект исследования: технологии обучения.
Предмет исследования: интерактивные технологии обучения истории.
Структура работы: реферат состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.
Читать дальше
Педагогическая технология представляет собой совокупность методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств. Процесс создания технологии обучения включает в себя организацию учебного материала (отбор, структурировании, определение заданий), выбор формы проведения занятий и выбор наиболее рациональных методов обучения, отбор средств обучения и учебно-лабораторного оборудования, выбор приемов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся [11].
В свою очередь под технологией интерактивного обучения понимается система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме, гарантирующей педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер [10].
Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, отрицает доминирование как одного человека, выступает, так и одного мнения над другим. Оно предполагает постоянное, активное взаимодействие, взаимопонимание учителя и всех учеников класса – участников процесса обучения; решения общих, но значимых для каждого участника задач, проблем; равноправие учителя и учеников как субъектов учебного процесса [4].
Цель интерактивного обучения состоит в обеспечении эмоционально-личностного роста каждого ребенка, в создании комфортных условий, при которых дети активно взаимодействуют между собой и при этом каждый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [3].
Применение технологии интерактивного обучения позволяет решать следующие задачи:
создание условий для привлечения всех учащихся класса к процессу познания;
Читать дальше
Технологий интерактивного обучения истории существует огромное количество.
Вот перечень наиболее распространенных интерактивных технологий. Использование той или иной технологии зависит от цели и задач урока, опытности участников и преподавателя, темы урока, возраста учащихся и особенностей каждого класса.
Творческие совместные проекты.
Работа в малых группах.
Интерактивные игры.
Социальные проекты (выставки, спектакли, представления и т.д. исторической тематики).
Интерактивная лекция.
«Каждый учит каждого».
Составление документов.
Коллективная работа по обоснованию своей позиции.
Дискуссия.
Дебаты.
Симпозиум.
Мозговой штурм.
Дерево решений.
Переговоры и медиация [2].
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда [1].
Читать дальше
Таким образом, интерактивные технологии обучения истории позволяют организовать учебный процесс таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Существует большое число интерактивных технологий, которые можно применять на уроках истории, в их числе коллективная работа по обоснованию своей позиции, дискуссия, дебаты, симпозиум, мозговой штурм, интерактивные игры. Они обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда
Читать дальше
1. Атласова С.С. Вопрос интерактивного обучения истории // В сборнике: Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. Сборник материалов VIII-й международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 82-84.
2. Балахонова А.А. Современные технологии обучения истории в основной школе // Вестник Белгородского института развития образования. – 2018. – №1. – С. 13-18.
3. Вольфовской Т. А. Становление интерактивных умений как психологическая проблема интеграции личности в общественную жизнь // педагогика и психология. –2016. – №4. – С.11-21.
4. Горбунова Е.Е. Классификация методов обучения в современной педагогической науке // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 1322-1324.
5. Зайнитдинова М.А.Эффективность использования инновационных методов обучения истории // Евразийский союз ученых. – 2020. – №6-2. – С. 53-55.
6. Калинкина Т.М. Педагогические технологии в образовательном процессе // Мат-лы 77-й междунар. научно-техн. конф. «Приоритеты развития и подготовка кадров». Секция «Развитие образовательного процесса на основе современной системы интерактивного обучения в условиях модернизации образования». –2022. – С. 19-21.
7. Нестерова Е.В. Инновационные технологии на уроках – обеспечение комфортных условий для учащихся и учителя // Проблемы педагогики. – 2019. –№2. 53-54 с.
8. Привалова Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса // Педагогические науки. – № 3. – 2014. – С. 1–7.
9. Сагиндиков Д.А. Применение современных образовательных технологий на уроках истории и их значение // В сборнике: Актуальные вопросы инноваций и современные научные открытия Сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Уфа, 2023. –С. 163–168.
10. Сударская А.Н. Использование технологий интерактивного обучения на уроках истории В 5-6 классах // В сборнике: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Электронный сборник статей по материалам XLIII студенческой международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 306-310.
11. Цабренко Г.Н. Современные педагогические технологии на уроках истории // Евразийский научный журнал. – 2017. №7. 41-42 с.
12. Шиян Г.А. Интерактивные методы обучения в школе как инструмент реализации деятельностного подхода // В сборнике: Образовательная среда сегодня: теория и практика – сборник материалов X Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 39-42.
Читать дальше