?>
Введение…………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Семиотика вещей как предмет литературоведческого исследования...5 1.1. Семиотика в литературоведении ………………………………………… 5 1.2. Семиотика вещей в творчестве Н. Тэффи…………………………………8 1.3. Семиотика вещей в творчестве С. Довлатова……………………………11 Глава 2. Анализ роли вещей в рассказах Н. Тэффи и С. Довлатова………… 15 2.1. Особенности функционирования образа вещи в рассказах Н.А. Тэффи «Шляпка», «Пуговица», «Трубка» ……………………………………………. 15 2.2. Роль вещей в цикле рассказов С. Довлатова «Чемодан» ……………… 18 2.3. Сравнительный анализ роли вещей в рассказах Н. Тэффи и С. Довлатова……………………………………………………………………...21 Глава 3. Методика изучения семиотики вещей в творчестве Н. Тэффи и С. Довлатова в среднем и старшем звене общеобразовательной школы……. 23 Заключение……………………………………………………………………… 29 Список использованных источников и литературы……………………………30
ХГИК

Семиотика вещи в прозе Н. Тэффи и С. Довлатова

курсовая работа
Литература
31 страниц
92% уникальность
2024 год
19 просмотров
Стаканов М.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Заключение
Список использованны
Актуальность. Одной из основных проблем литературоведения выступает семиотика образов текста художественных произведений. Широкое поле ассоциаций, которое стоит за описанием объектов повседневной действительности, заставляет литературоведов обращаться к проблеме поиска способа дешифровки кода каждого отдельного произведения художественной литературы с целью постижения замысла писателя. Выявление такого кода оказывается особенно сложным, когда автор прибегает к обличению пороков современности с помощью смеха. В этих условиях изучение семиотики вещи в юмористической прозе русских писателей Н. Тэффи и С. Довлатова, а также разработка способов раскрытия её роли в семантике произведения на уроках литературы в средней школе обладает чрезвычайной актуальностью. Объектом исследования в данной курсовой работе является семиотика вещи в художественном тексте. Предметом изучения выступает роль вещей в рассказах Н. Тэффи и цикле рассказов С. Довлатова «Чемодан». Цель данной курсовой работы состоит в выявлении особенностей семиотики вещей в произведениях Н. Тэффи и цикле рассказов С. Довлатова «Чемодан». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Раскрыть особенности семиотики как направления в литературоведении. 2. Дать обзорную характеристику семиотики вещи в творчестве Н. Тэффи. 3. Рассмотреть семиотику вещей в общем контексте произведений С. Довлатова. 4. Проанализировать роль вещей в рассказах Н. Тэффи «Шляпка», «Пуговица» и «Трубка». 5. Осветить роль вещей в цикле рассказов С. Довлатова «Чемодан». 6. Провести сравнительный анализ роли вещей в произведениях двух авторов. 7. Разработать методические приемы изучения семиотики вещи в творчестве Н. Тэффи и С. Довлатова на уроках литературы. Методы исследования, использованные в курсовой работе, включают анализ и синтез теоретического материала по теме, биографический, контекстуальный анализ, лексико-семантический, стилистический анализ, разработку методических материалов к урокам русской литературы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 18 наименований. Во введении обозначены цель и задачи курсовой работы. В первой главе, состоящей из трех параграфов, раскрыто назначение семиотики в литературоведении, дана обзорная характеристика роли вещей в творчестве Н. Тэффи и С. Довлатова. Во второй главе, которая также содержит три параграфа, освещена роль вещей в рассказах Н. Тэффи «Шляпка», «Пуговица», «Трубка», цикле рассказов С. Довлатова «Чемодан», дана сравнительная характеристика семиотики вещи в произведениях авторов. Третья глава курсовой работы посвящена разработке методических материалов, позволяющих учащимся среднего и старшего звена общеобразовательной школы осмыслить семиотику вещи в рассмотренных выше произведениях Н. Тэффи и С. Довлатова. В заключении подведены итоги и сделаны выводы по работе в целом. Материалы, приведенные в рамках данной курсовой работы, могут служить фундаментом для дальнейших исследований по заявленной теме, а также использоваться в ходе проведения занятий по русской литературе в среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы.
Читать дальше
1.1. Семиотика в литературоведении Термин «семиотика», используемый для обозначения отдельной научной дисциплины, имеет в своей основе греческий корень со значением «знак, признак» [17]. Семиотика как наука изучает отдельные системы знаков, которые функционируют в человеческом обществе. Хотя зарождение дисциплины можно проследить уже в трудах средневековых авторов, основы семиотики языка и художественной литературы были заложены только в XX в. К основоположникам семиотики в литературоведении относят ученых Пражской лингвистической школы, работавших в сфере структурной лингвистики, выросшей из созданного во второй половине 1920-х гг. лингвистического кружка. К чешским ученым, занимавшимся языковедческими исследованиями, со временем присоединились русские эмигранты Р.О. Якобсон и Н.С. Трубецкой. Совместная работа членов лингвистической школы опиралась на труды таких языковедов, как И.А. Бодуэн-де-Куртене, Ф. де Соссюр, Ф.Ф. Фортунатов [17]. Ученые Пражской лингвистической школы четко разграничивали язык и речь. Рассматривая понятие «язык», они выдвигали на первый план вопросы его функционирования [15]. По их мнению, язык представляет собой систему средств выражения, каждое из которых служит какой-то определенной цели. Такая точка зрения привела к выделению ряда функциональных стилей в языковой системе, одним из которых стал стиль художественной литературы. При этом представитель рассматриваемой школы Р.О. Якобсон считал, что в художественном тексте все компоненты не случайны и даже грамматические конструкции несут значительную функциональную нагрузку. В работе «О лингвистических аспектах перевода» (1959) он указывал, что данные конструкции влияют на смысловую и коннотативную составляющие текста [15].
Читать дальше
2.1. Особенности функционирования образа вещи в рассказах Н. Тэффи В творчестве Н.А. Тэффи семиотика вещи наиболее часто проявляется в связи с женскими образами, которые занимают центральное место во многих её произведениях. Одним из них выступает рассказ «Шляпка», где главная героиня, Варенька Звездочетова, становится обладательницей нового головного убора. Предмет описывается в произведении с присущей манере Тэффи детализацией: вещь представляет собой «синюю, с синим бантом и синей птицей — настоящей синей птицей счастья» [18] дамскую шляпку. В описании предмета несколько раз повторяется цветообозначение, которое вызывает ассоциации со счастьем, удачей, мечтой. В сознании Вареньки синонимами этих понятий выступает возможность вести себя уверенно, раскованно – «…быть лукавой, и задорной, и мечтательной, и надменной. … и все выйдет у нее хорошо» [18]. Именно от эффекта шляпки героиня ждет победы на любовном фронте. Она не спала полночи, примеряя новый головной убор и мысленно готовясь к свиданию с Синеусом Труворовым – поэтом. С помощью звукосмысловой игры, заключенной в имени персонажа, Тэффи еще раз подчеркивает семиотику синей шляпки – мечта, надежда. При этом ожидания Вареньки во время встречи с поэтом сбываются. Труворов очарован ею и не скрывает своего восхищения. Даже природа вокруг, казалось бы, отвечает настроению героини, и она чувствует себя «богатой и важной» [18]. Однако, вернувшись домой, Варенька обнаруживает, что по ошибке выходила в старом черном колпаке, а новая синяя шляпа все это время была дома. Вся радость героини испаряется только от того, что рухнула теория о счастье, базирующаяся на наличии новой шляпки [13, c. 33]. Тот факт, что поклонник был покорен её собственной красотой, ей совершенно не интересен. Так, мелочь в глазах девушки оказалась важнее главного, что, в свою очередь, раскрыло и мелочную сущность её натуры.
Читать дальше
В ходе изучения семиотики вещи в произведениях Н.А. Тэффи и С.Д. Довлатова на уроках литературы в среднем и старшем звене общеобразовательной школы представляется целесообразным использовать поисково-исследовательский метод работы, который может осуществляться как обучение в сотрудничестве в групповом режиме или в форме выполнения групповых и индивидуальных проектов. Применение указанной методики в описываемом случае позволит учащимся под руководством педагога предпринять попытку самостоятельной дешифровки авторского текста –тщательной работы с ним, дающей возможность от переосмысления языковых и речевых средств перейти к обобщающим образам. Одним из приемов поисково-исследовательской работы с текстом служит написание синквейна, который представляет собой инструмент синтеза и обобщения информации. С его помощью учащиеся смогут попытаться самостоятельно выйти на наиболее существенные элементы семантики образа и выразить их в кратких формулировках. Правила написания синквейна способствуют решению указанной задачи, поскольку подразумевают поэтапное использование различных частей речи, характеризующих предмет обсуждения. Такая логика работы с текстом позволяет глубоко проникнуть в ассоциативно-семантическое поле рассматриваемого предмета и найти наиболее подходящий синоним для завершающей части синквейна. Так, к рассказу Н. Тэффи «Пуговица» может быть разработан синквейн из текстовых цитат следующего характера
Читать дальше
В рамках исследования, проделанного в данной курсовой работе, были освещены научные подходы к использованию достижений семиотики в литературоведении, дана обзорная характеристика роли вещей в творчестве Н. Тэффи и С. Довлатова, проанализирована семиотика вещи в рассказах Н. Тэффи «Шляпка», «Пуговица», «Трубка», цикле рассказов С. Довлатова «Чемодан», приведена сравнительная характеристика роли вещи в произведениях обоих авторов, разработаны методические материалы, нацеленные на осмысление семиотики вещи в работах Тэффи и Довлатова на уроках русской литературы в средней школе. Результаты проведенного исследования позволяют сделать заключение, что семиотика как направление в литературоведении является важнейшим средством постижения скрытых смыслов художественного текста, который отличается от знаковой системы языка повседневности. Он символичен и поэтому требует особого кода для дешифровки. Своеобразным художественным кодом для таких писателей, как Н. Тэффи и С. Довлатов, стал язык вещей, чаще всего костюма, перешедший в их творчество из произведений литературы предшествующих эпох. При этом каждый из авторов выработал свою особенную манеру оперировать вещью как знаком. Н. Тэффи сумела на примере описания взаимодействия человека и предмета в рассказе-миниатюре показать тираническую власть ничтожной вещи над личностью. С. Довлатов воплотил в образе вещи свое видение личностных характеристик человека, личностных взаимоотношений, а также особенности культурно-исторической эпохи и того идеологического диктата, который испытывали его современники. Освоение семиотики вещей в произведениях Н. Тэффи и С. Довлатова в контексте её изучения на уроках литературы требует вдумчивой работы с текстом для выявления обобщений смыслов, заложенных в него авторами.
Читать дальше
1. Абиева Н.М. Поэтика костюма в текстах А.П. Чехова и С.Д. Довлатова // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 5 (84). – С. 263-265. 2. Белый А. Символизм как миропонимание. – М.: Республика, 1994. – 528 с. 3. Галанов Б.Е. Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь. – М.: Сов. писатель, 1974. – 343 с. 4. Го Мин. Учение о природе символов и теория диалога М.М. Бахтина в рецепции ученых-филологов // Вестник ТГПУ. – 2022. – № 4 (222). – С. 85-95. 5. Егорова Е.Н. Вещь как ключ к воспоминанию (культурно-семантический анализ произведения «Чемодан» С. Довлатова) // Вестник славянских культур. – 2018. – Т. 48. – С. 200-210. 6. Исупов К.Г. Философия и литература «серебряного века» (сближения и перекрестки) // Русская литература рубежа веков (1890 – начало 20-х гг.). Кн. 1. – М: ИМПИ РАН, 2000. – 90 с. 7. Качеревская О.С., Валюлис С.А. С. Довлатов. Цикл рассказов «Чемодан»: онтология и поэтика вещей // Вестник МГПУ. – 2011. – № 6. – С. 92-103. 8. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 1970. – 385 с. 9. Никулина Н.А. Поэтика игры в творчестве Надежды Тэффи (на примере рассказов «Воротник», «Брошечка», «Трубка») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: «Грамота», 2016. – № 10 (64). – С. 45-48. 10. Орлова Н.А. Поэтика комического в прозе Довлатова: семиотические механизмы и фольклорная парадигма. – Майкоп, 2010. – 23 с. 11. Пальванова Е.М. Понятие семиотизации поэтического текста в контексте современных семиотических теорий // Новый филологический вестник. – 2021. – № 1 (60). – С. 97-113. 12. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. – М.: Высшая школа, 1990. – 344 с. 13. Усеинова Э.У. Функции детали в произведениях Н.А. Тэффи // Филология: научные исследования. – 2018. – № 4. – С. 29-34. 14. Ширяева С.Н. Поэтика цикла «Чемодан» С Довлатова // Ученые записки ОГУ. – 2015. – № 5 (68). – С. 193-196. 15. Алпатов В.М. Пражская лингвистическая школа [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://old.bigenc.ru/linguistics/text/3165851 (дата обращения: 14.03.2024). 16. Довлатов С. Чемодан [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nice-books.ru/books/proza/sovremennaja-proza/119142-sergei-dovlatov-chemodan.html (дата обращения: 15.03.2024). 17. Степанов Ю.С. Семиотика [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://old.bigenc.ru/linguistics/text/3547672 (дата обращения: 14.03.2024). 18. Тэффи Н. Рассказы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://skazki.rustih.ru/nadezhda-teffi (дата обращения: 14.03.2024).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Оценка объекта недвижимости (на примере трёхкомнатной квартиры)
Количество страниц:
40
Оригинальность:
55%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Сравнение правового положения адвоката в Российской империи с современным адвокатом
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Право
курсовая работа
Тема теоретической части: Архитектура Blazor приложений, тема практической части: Разработка интернет магазина настольных игр
Количество страниц:
32
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Информатика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image