Актуальность исследования особенностей профилактики нарушений голоса у детей дошкольного возраста определяется рядом факторов. Голос играет большую роль в процессе становления и развития личности детей, их социализации, в общении с ровесниками и взрослыми. Представляя собой один из ведущих компонентов речи, голос служит ее инструментом, обеспечивает ее выразительность, эмоциональность, слышимость.
Нарушение функционирования голосового аппарата может привести к проблемам в развитии речи, затруднить социализацию детей, оказать негативное влияние на нервно-психическое состояние. Нарушение голоса, в первую очередь, оказывают влияние на процесс коммуникации, негативно сказываются на развитие информативно-коммуникационных способностях детей. В связи с этим изучение функционирования голосового аппарата в норме и патологии представляет собой одну из наиболее значимых задач логопедии.
Проблему формирования и становления голоса рассматривали различные ученые, такие как Е. С. Алмазова, Л. Б. Дмитриева, И. И. Ермакова, Н. И. Жинкин, Е. В. Лаврова, М. Е. Хватцев и др. Выделяют четыре типа нарушений голоса: нарушения тембра голоса, нарушения резонанса, изменения громкости, изменение высоты тона.
Объект исследования – проявления нарушений голоса у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – содержание комплексного метода по устранению нарушений голоса у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – определить принципы и содержание комплексного метода по устранению нарушений голоса у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме нарушений голоса у обучающихся дошкольного возраста.
2. Изучить принципы, организацию и методику логопедического обследования голоса у детей дошкольного возраста.
3. На основе анализа теоретической и методической литературы определить содержание комплексного метода по устранению нарушений голоса у детей дошкольного возраста.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов: теоретический, который включал в себя анализ логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Читать дальше
Специалисты, занимающиеся изучением и коррекцией речевых проблем у детей, должны обладать знаниями о возрастных характеристиках анатомии гортани, дыхательных путей и артикуляционных органов, которые влияют на формирование голоса на различных этапах жизни ребенка. Трансформации в вокальных характеристиках у подрастающего индивида, касающиеся мощности, тональности, окраса звучания, вокального спектра и звуковых регистров, связаны с разноскоростным ростом составляющих голосообразующего комплекса.
Значимые аспекты эволюции голосовой системы у детей включают непропорциональное увеличение голосовых элементов, асинхронность и фазы ускоренного прогресса, а также интервалы, проходящие без зримых трансформаций, и отличия в хронологии завершения роста аппарата голоса [10].
Критические временные отрезки в развитии голосовой функции охватывают: период до рождения – пренатальная фаза; период грудничкового возраста – от рождения и до 2-летнего возраста; начальный этап детства – от 2 до 5 лет; фаза среднего детства – от 5 до 9 лет; этап позднего детства – с 9 лет до наступления периода полового созревания; начальный период взросления – время пубертатного развития, которое типично простирается с 12 до 15 лет; этап среднего взросления – от 15 до 18 лет; завершающий этап взросления – с 19 до 21 года [5].
В течение онтогенеза дети до 7 лет обычно используют фальцетный механизм фонации, где ведущую роль играет перстневидная мышца. Формирование вокальной мышцы начинается только в возрасте от 7 до 12 лет и продолжается до 19-20 лет, постепенно заменяя фальцетный механизм колебаниями голосовых складок.
Читать дальше
Логопедическое обследование детей дошкольного возраста представляет собой комплексную диагностику, направленную на выявление нарушений речевого развития. Обследование должно проводиться в спокойной, дружелюбной атмосфере, обеспечивающей комфорт для ребенка. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его эмоциональное состояние и уровень развития. Логопедическое обследование чаще всего проводится в специализированных кабинетах логопеда в дошкольных учреждениях, медицинских или образовательных центрах.
М. Е. Хватцев подчеркивает, что устранение речевых нарушений тесно связана с влиянием на когнитивные процессы и эмоционально-волевую сферу детей, включая формирование мотивации и отношений, что способствует общему развитию личности ребенка. По мнению Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, эффективность коррекционной работы достигается при ее систематическом и своевременном применении, с учетом индивидуальных особенностей и структуры нарушений в развитии ребенка, а также клинического диагноза и характера основного нарушения [7].
О. Е. Грибова указывает на необходимость проведения всесторонней диагностики для организации эффективного коррекционного обучения, главной задачей которой является выявление специфики патологии, ее структуры и индивидуальных проявлений. Е. М. Косинова отмечает, что дети, занимающиеся с логопедом, более успешно преодолевают звукопроизносительные дефекты благодаря использованию разнообразных методов, направленных на коррекцию речи, что способствует формированию правильного и четкого звукопроизношения [3].
Читать дальше
Патологии речи обладают системным характером, что требует комплексного подхода к их коррекции с участием различных медицинских специалистов. В план логопедической работы часто включаются не только непосредственные задачи по улучшению речевых навыков, но и меры медикаментозного лечения, а также психотерапевтическое сопровождение.
Наиболее распространенной проблемой среди детей является неправильный прикус, влияющий на произношение звуков. В этих случаях, помимо логопедического воздействия, необходима консультация ортодонта для выбора методов лечения. Также к физиологическим причинам относятся недоразвитие слуховых органов или нарушения в артикуляции, что может привести к дефектам речи. Речевые нарушения могут возникать на фоне психологически неблагоприятной обстановки в раннем детстве, включая нехватку общения, внимания со стороны близких, стрессовые ситуации. В таких случаях могут развиться дислалия, заикание и другие нарушения, требующие вмешательства психотерапевта и психолога [18].
Иногда нарушения речи могут быть спровоцированы совокупностью физиологических аспектов совместно с психологическими обстоятельствами, что акцентирует важность полноценного подхода как в диагностике, так и в терапевтических мерах. Интенсивная корректировка задействует не исключительно логопедические методики, но и консолидированное вмешательство, включающее эмоциональную поддержку, педагогические воздействия и, при обозначенной потребности, фармакологическую терапию, принимая во внимание причины и сложность дисфункций.
Фундаментальные каноны логопедической практики согласуют универсальные методы и техники, нацеленные на исправление речевых дефицитов. Эти каноны охватывают как универсально-дидактические, так и сфокусированные на конкретных подходах, каждый из них исполняет существенную роль в практике логопедии.
Читать дальше
В данной курсовой работе была проведена аналитическая работа, направленная на изучение проблемы нарушений голоса у детей дошкольного возраста и разработку комплексного метода их устранения. Ниже представлены основные выводы, полученные в результате исследования.
Онтогенез голоса у детей дошкольного возраста представляет собой сложный и многогранный процесс, зависящий от множества факторов, включая генетические, социокультурные и психологические аспекты.
Для всесторонней диагностики нарушений голоса важно осуществлять сложный психолого-педагогический аудит, который охватит анализ истории развития, систематические наблюдения, тестирование и применение других методов. Прогрессивные практики исследования голоса и его составляющих улучшают точность выявления аномалий и позволяют разрабатывать персонифицированные коррекционные программы.
Интегрированный или комплексный подход к устранению голосовых дисфункций у дошкольников подразумевает кооперацию специалистов из дисциплин, таких как логопедия, психология и медицина. Эффективность устранения требует не только работы с ребенком, но и взаимодействия с родительским окружением и условиями среды. В рамках проведенного мною исследования был создан комплексный метод устранения, охватывающий многоаспектную диагностику, индивидуализированные и групповые занятия, а также мониторинг результативности.
Находки исследования подтверждают актуальность проблемы дефектов голоса у малышей дошкольного периода развития и целесообразность выработки комплексных путей исправления. Исходя из полученных результатов, предлагаю к рассмотрению следующие рекомендации для дальнейшего исследовательского поиска:
1. Продолжить исследовательскую работу в этой сфере с целью подтвердить более узкоспециализированные методики диагностики и корректировки голосовых аномалий у дошкольников.
2. Важно реализовать более обширные продолжительные исследования для оценки результативности разнообразных коррекционных техник и их воздействия на длительные перспективы развития ребенка.
3. Следует уделить внимание разработке обучающих программ и поддержке родителей, чтобы они могли эффективно участвовать в коррекционном процессе с ребенком.
4. Изучение голосовых последствий у дошкольников может быть обогащено нейрофизиологическими методами исследования, что позволит глубже понять биологические аспекты данной проблематики.
В общем, результаты исследования направлены на содействие совершенствованию более эффективных методов устранения голосовых недостатков у детей дошкольного возраста и на улучшение качества их жизни и облегчение социальной адаптации в будущем.
Читать дальше
1. Андреева Е. В. Онтогенез речи у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2018. № 2. С. 45-50.
2. Белкина, Г. А. Инновационные подходы в коррекции речевых нарушений у дошкольников // Логопедический альманах. 2018. № 3. С. 38-45.
3. Григорьева О. И. Развитие речи у детей в норме: современные исследования // Дефектология. 2019. № 4. С. 65-72.
4. Зайцева М. П. Комплексная программа коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Современные проблемы образования. 2019. № 4. С. 70-76.
5. Иванова Н. С. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Современная психология развития. 2020. № 1. С. 88-94.
6. Козлова А. В. Состояние речевой системы у детей дошкольного возраста с нарушениями голоса // Логопедия и специальная педагогика. 2021. № 3. С. 112-118.
7. Курганова Е. С. Психолого-педагогические аспекты логопедической работы с детьми дошкольного возраста // Педагогика развития. 2020. № 5. С. 48-55.
8. Лебедева Т. П. Организация и принципы логопедического обследования детей дошкольного возраста // Логопедия и сурдопедагогика. 2018. № 2. С. 25-30.
9. Михайлова Е. А. Методики исследования речи и компонентов речевой системы // Педагогическая психология. 2019. № 5. С. 72-79.
10. Новикова Л. И. Общие принципы и направления коррекционной работы в логопедии // Специальное образование. 2020. № 6. С. 50-57.
11. Орлова А. С. Практические аспекты логопедической работы по устранению речевых нарушений // Педагогика и психология развития. 2021. № 4. С. 105-110.
12. Петрова М. И. Речевые нарушения у дошкольников: диагностика и коррекция // Логопед. 2018. № 1. С. 12-18.
13. Попова А. Н. Современные методики диагностики речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дефектологический альманах. 2021. № 2. С. 20-27.
14. Родина О. С. Новые методики коррекции речевых нарушений у дошкольников // Дефектология и реабилитология. 2019. № 3. С. 40-47.
15. Сергеева Н. В. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи // Логопед. 2022. № 2. С. 30-36.
16. Смирнова Е. Д. Современные тенденции в коррекции речевых нарушений у дошкольников // Логопедическая практика. 2020. № 2. С. 55-61.
17. Титова Г. Н. Психология развития речи дошкольников: актуальные проблемы и перспективы исследований // Психология обучения и воспитания. 2021. № 2. С. 80-87.
18. Ушакова Е. В. Методы коррекции речевых нарушений у дошкольников: опыт и перспективы // Специализированная педагогика. 2018. № 4. С. 35-41.
19. Федорова А. А. Комплексный подход в коррекции речевых нарушений дошкольников // Логопедический журнал. 2019. № 6. С. 15-22.
20. Холодова Н. И. Диагностика и коррекция нарушений голоса у детей дошкольного возраста // Педагогическое образование. 2020. № 3. С. 62-68.
21. Цветкова Е. С. Коррекция голосовых нарушений у детей дошкольного возраста: современные методы и технологии // Логопедический альманах. 2021. № 5. С. 28-35.
22. Чернова О. А. Сравнительный анализ методов коррекции голосовых нарушений у дошкольников // Логопедические исследования. 2018. № 4. С. 40-47.
23. Шарапова И. П. Психологические аспекты коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2019. № 3. С. 55-61.
24. Щербакова Т. М. Эффективность комплексной коррекции речевых нарушений у дошкольников // Логопедическая практика. 2020. № 1. С. 18-24.
25. Яковлева С. В. Сравнительный анализ эффективности различных методик коррекции речевых нарушений // Дефектологическая наука. 2021. № 1. С. 30-37.
Читать дальше