1.1 Система административного права: теоретические модели и соотношение с системой административного законодательства
Стремительное развитие общественных отношений в современном мире требует от юридической науки оперативного реагирования на процессы, явления, институты сегодняшней действительности. При этом вопросы теоретического обоснования предмета и методов юридических наук приобретают особую актуальность.
Наука административного права как наука, пожалуй, наиболее связанная с государственным строительством, развитием управленческого инструментария (как внутриорганизационного, так и внешненаправленного), эволюцией форм взаимодействия граждан и организаций с публичной властью, также продолжает формировать свою теоретическую базу .
В качестве элемента последней традиционно понимается предмет науки, который применительно к науке административного права по-прежнему вызывает живой интерес и отличается многообразием подходов.
В настоящее время вопрос систематизации административного права и соответствующей отрасли законодательства является достаточно актуальным и вызывает повышенный интерес как в научной среде, так и на практике.
Административное право – это систематическое социально-правовое явление, базовая отрасль права и законодательства, а также неотъемлемая часть всей отечественной правовой системы .
Системность административного права проявляется в разнообразии субъектов общественных отношений в сфере государственного управления, организационных связях между ними и объективной необходимости в их правовом надзоре.
В связи с существованием большого количества административно-правовых явлений в системе административного права необходимо выделить теоретический (доктринально-методологический), законодательный (нормативный) и правоприменительный (прикладной) уровни. Исходя из этого, необходимо различать систему административного права и систему отрасли административного права.
Систему административного права рассматриваемая как совокупность правовых норм, распределенных по группам – правовым институтам, связанным в подотрасли, которые образуют отрасль – целостное нормативное образование .
В общем виде система административного права представляет собой совокупность находящихся в органической связи институтов, подотраслей, расположенных в определенной логической взаимосвязанной последовательности, образующая целостность и единство отрасли права.
Система административного права сложна и в то же время недостаточно развита, все это обусловливается многогранностью самого предмета данной отрасли права, так как деятельность органов публичной администрации осуществляется во всех сферах функционирования государства и общества. Необходимо отметить, что российское административное право, как и большинство других отраслей права (например, гражданское, уголовное), делят на общую и особенную части .
В состав общей части принято включать нормы, регулирующие основные принципы государственного управления, правовое положение субъектов административного права, формы и методы управленческой деятельности, административный процесс, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
В свою очередь, особенная часть объединяет нормы, регламентирующие организацию управления в той или иной отрасли или сфере. Работы ученых современности содержат обоснованную критику системы административного права, основанной на управленческой концепции.
В связи с этим, исследователей в последнее время особенно заинтересовала идея институционализации административного права, которая выражается в отказе от разделения административного права на общую и особенную части и систематизации его на основе более глубокого разграничения административно-правовых отношений и норм управления внутри ведомства, то есть создать систему административного права, представляющую совокупность взаимосвязанных подразделений и институтов административного права. Это знаменует собой начало разработки институциональной модели системы административного права .
Возможности структурирования административного права на следующие подотрасли:
а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы);
б) органы исполнительной власти;
в) государственная служба;
г) административно-правовые режимы;
д) административный процесс, законность в управлении;
е) организация государственного управления в сферах и отраслях.
Институты административного права, организация государственного управления и административно-процессуальное право.
Предложенная систематизация построена на основе вполне логичного сочетания основных разделов традиционного управленческого права и административно-процессуального права.
Следует констатировать, что «современное отечественное административное право нуждается в модернизации именно за счет увеличения в нем доли регулирования в области защиты прав и свобод человека и гражданина от административного произвола со стороны органов исполнительной власти и их должностных лиц, развития институтов судебного, квази-судебного и внесудебного контроля за деятельностью исполнительной власти.