Успех и стабильное развитие российских регионов напрямую зависят от эффективного управления расходами и объемами бюджетов. Муниципальные расходы должны быть нацелены на достижение стратегических и тактических целей социально-экономической политики, поддержку образования и улучшение качества жизни. Отсутствие организационно-методического и правового обеспечения управления расходами существенно снижает эффективность государственного финансового регулирования социально-экономических пропорций регионального развития и стабильности бюджетов.
Управление финансами в регионах России сталкивается с определенными проблемами, такими как дисбаланс в бюджетах, неэффективная стратегия долгового финансирования и недостаточное бюджетное планирование. Эти факторы затрудняют развитие регионов и могут привести к дополнительным проблемам, требующим дополнительных затрат. Необходимо улучшить методологию и законодательство в области управления расходами в региональных бюджетах, провести оценку их качества и разработать меры для повышения эффективности управления расходами. Особое внимание следует уделить этому вопросу в условиях сокращения доходной части бюджетов и в контексте роли, которую эти бюджеты играют в обеспечении устойчивого развития и стабильности страны.
Это подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Научные исследования, проведенные зарубежными и отечественными учеными, не дали ответов на вопросы о качестве управления расходами бюджетов субъектов федерации и подходах к его оценке. Существует необходимость в комплексном анализе для разработки стратегий улучшения управления расходами бюджетов субъектов федерации, учитывая современные вызовы и требования эффективности и ответственности.
Целью работы является исследование вопросов формирования и исполнения расходов федерального бюджета РФ в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью при написании работы решаются следующие задачи:
1. разбор теоретических аспектов управления расходами бюджетов субъектов РФ;
2. изучение структуры и методов управления расходами бюджетов регионов;
3. анализ критериев оценки эффективности управления расходами бюджетов регионов;
4. анализ организационно-правового обеспечения управления расходами региональных бюджетов;
5. исследование подходов к измерению эффективности управления расходами на региональном уровне;
6. оценка качества управления расходами бюджетов субъектов РФ
7. выявления методик рейтинговой оценки качества управления расходами региональных бюджетов и их пути совершенствования.
Объектом исследования стали бюджеты субъектов РФ, а предметом – теоретические, методологические и организационно-правовые аспекты управления расходами на региональном уровне.
Проект представляет собой объединение практических рекомендаций с теоретическими основами, способствуя эффективной работе системы. В ходе исследования были использованы разнообразные методы, включая анализ литературных источников, сравнительный анализ, изучение архивных данных и лекций.
Читать дальше
1.1 Структура и методы управления расходами бюджетов регионов
Региональные бюджеты представляют собой источники финансирования различных регионов страны. Это позволяет им гибко управлять денежными потоками и находить средства для развития. Значимость региональных бюджетов заключается в том, что уровень бюджетов играет важную роль в поддержании экономической стабильности и регулировании финансовых операций на территории [2].Средства, поступающие в региональные бюджеты, происходят из разнообразных источников, таких как налоги, штрафы и санкции, что обеспечивает финансирование различных программ, включая социальные и инфраструктурные. Основной принцип управления финансами региональных органов власти заключается в их самостоятельности в распределении и использовании финансовых ресурсов, что позволяет им обеспечивать устойчивость финансовой системы и решать важные задачи по удовлетворению потребностей общества.
Экономическое благосостояние и стабильность регионов России зависят от справедливого распределения финансовых ресурсов, что требует соблюдения законодательных норм и обеспечения региональной независимости. Принципы прозрачности, доступности и справедливости должны лежать в основе бюджетной политики, которая должна учитывать потребности всех слоев общества. Система бюджетов включает федеральный, региональный и муниципальный уровни, каждый с определенными особенностями и функциями.
Федеральный бюджет является ключевым документом планирования действий государства и обеспечивает возможность властным структурам выполнять их полномочия для решения задач каждого региона [1]. Бюджеты субъектов РФ связаны с федеральным бюджетом, создавая необходимый инструментарий для управления финансовыми ресурсами.
Читать дальше
2.1 Анализ организационно-правового обеспечения управления расходами региональных бюджетов
Важно отметить, что для эффективного управления расходами региональных бюджетов необходимо учитывать специфику каждого конкретного региона. Кроме того, важную роль играют специалисты по финансовым вопросам, которые должны иметь не только теоретическую базу, но и практический опыт в данной области. Работа в сфере управления расходами бюджета требует постоянного повышения квалификации и обмена опытом с коллегами из других регионов. Только таким образом можно обеспечить эффективное функционирование финансовых систем регионов и обеспечить благосостояние и развитие их жителей.
Организационная структура управления расходами региональных бюджетов представляет слаженную систему ключевых элементов, обеспечивающих эффективное использование бюджетных средств и контроль за их исполнением.
Главный распорядитель бюджетных средств региона играет важную роль в координации деятельности всей системы управления расходами. Он отвечает за разработку и утверждение программ, направленных на повышение эффективности расходов, оптимизацию структуры расходов и контроль за их исполнением.
Структурные подразделения органов исполнительной власти управляют расходами в соответствии со своей компетенцией. Они разрабатывают и выполняют программы, направленные на повышение эффективности расходов, а также осуществляют контроль за исполнением расходных обязательств и целевым использованием бюджетных средств.
Читать дальше
3.1 Методика рейтинговой оценки качества управления расходами
региональных бюджетов
Проведенное исследование выявило проблемы, связанные с оценкой и управлением расходами региональных бюджетов в России. Для решения этих проблем предлагается ввести отдельное направление мониторинга, которое будет оценивать качество управления финансами региональных бюджетов на всех этапах бюджетного процесса. Оценка должна включать составление рейтинга регионов и использоваться при выделении дополнительных субсидий для развития регионов в виде грантов. Рейтинговая оценка будет проводиться поэтапно, начиная с присуждения баллов регионам в зависимости от качества управления расходами. Общие критерии и таблицы с параметрами оценки и порядком присуждения баллов предлагается использовать в рамках данного исследования.
Читать дальше
В современных экономических условиях, характеризующихся ограниченностью бюджетных ресурсов, для эффективного развития регионов первостепенное значение приобретает оптимизация расходов и учет новых финансовых обязательств. В этой связи повышение качества управления расходами региональных бюджетов выступает как стратегически важная задача.
Основные аспекты управления расходами региональных бюджетов включают:
1. Планирование на основе приоритетов развития региона, учитывая социальные, экономические и инфраструктурные потребности.
2. Контроль и оценка эффективности расходов, проведение системного мониторинга для выявления и устранения отклонений.
3. Повышение прозрачности и открытости информации о бюджетной политике, чтобы граждане, общественные организации и бизнес могли контролировать использование средств и участвовать в принятии решений.
4. Учет рисков при бюджетном планировании, учитывая экономическую ситуацию, межбюджетные отношения, демографические и климатические факторы [15].
При обсуждении и принятии решений по бюджетным направлениям целесообразно привлекать представителей гражданского общества, экспертов и заинтересованные группы населения.
Региональные бюджеты обладают определенной степенью самостоятельности в формировании и распределении своих доходов. Важным фактором, влияющим на качество управления расходами, является уровень и характер межбюджетных отношений с федеральным центром. Региональные бюджеты также подвержены рискам, связанным с природными катаклизмами, геополитической ситуацией и экономическими кризисами. Доходы и расходы региональных бюджетов могут зависеть от географического положения, природно-ресурсного потенциала и демографической ситуации. Основная цель управления расходами региональных бюджетов заключается в обеспечении эффективного использования финансовых ресурсов для развития регионов. Для оценки качества управления расходами региональных бюджетов могут использоваться такие критерии, как планирование расходов с учетом приоритетов развития, доступность информации о бюджетной политике, организация финансового контроля и участие гражданского общества в бюджетных вопросах. Все это позволяет повышать эффективность использования бюджетных средств и достигать стратегических целей регионов. Для улучшения управления региональными финансами рекомендуется применять риск-ориентированный подход, проводить регулярную оценку качества управления расходами, использовать результаты мониторинга при предоставлении межбюджетных трансфертов и развивать межведомственное взаимодействие и кооперацию в сфере управления финансами регионов. Это позволит повысить эффективность использования бюджетных средств и достичь поставленных перед регионами целей.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. – Режим доступа: http://base.consultant.ru . (Дата обращения: 18.03.2024)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. Закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. От 29.07.2017)] [Электронный ресурс] //Информационно-правовой портал «Гарант». Режим доступа: http://www.garant.ru/ (Дата обращения: 18.03.2024).
3. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года (утв. Правительством Российской Федерации. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. – Режим доступа: http://base.consultant.ru (Дата обращения: 16.03.2024).
4. План деятельности Министерства финансов на 2016-2023 годы. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/common/img/uploaded/library/2016/06/Plan_Minfina_2016- 1018.pdf (Дата обращения: 18.03.2024).
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации: [Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 310]. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. – Режим доступа: http://base.consultant.ru (Дата обращения: 18.03.2024)
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков: [Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320] [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. – Режим доступа: http://base.consultant.ru (Дата обращения: 18.03.2024).
7. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: [Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р] [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. – Режим доступа: http://base.consultant.ru (Дата обращения: 18.03.2024).
8. Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2006/10/pfggopf_rus.pdf.(Дата обращения: 17.03.2024).
9. Словарь современных экономических и правовых терминов / под ред. В.Н. Шимова и В.С. Каменкова. – Мн.: Тэхнология, 1999. – 542 с.
10. Министерство финансов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/ . (Дата обращения: 22.08.2017)
11. Балынин, И.В. Понятие и критерии оценки качества управления расходами бюджетов субъектов федерации/ И.В. Балынин // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016. - №36. – С.28-38.
12. Елистратова, Е.Ю. Особенности расходов бюджетов субъектов федерации на образование /Е.Ю. Елистратова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2014. – № 9 (69). – С. 18
13. Гудинова, Ж.В. Профессиональная заболеваемость в России: региональные вариации и факторы формирования / Ж.В. Гудинова, Г.Н. Жернакова // Социальные аспекты здоровья населения. – 2011. – Т. 17. – № 1. – С. 9
14. Молотков, Ю.И., Родионова Ю.В. Системное управление градообразующей сферой в муниципальном образовании /Ю.И. Молотков, Ю.В. Родионова // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. –№ 30. – С. 2-8
15. Попков, С.Ю. Социально-экономическое развития регионов в среднесрочной перспективе: тенденции и параметры /С.Ю. Попков// Информатизация и связь. – 2012. – № 1. – С. 9-12
Читать дальше