В настоящее время большое количество людей страдают от различных видов зависимости. Поведение зависимого лица не только оказывает существенное влияние на все сферы его жизни, но и приводит к трансформации его отношений с другими людьми, в том числе в семейной сфере. Члены семьи становятся созависимыми, что препятствует выздоровлению зависимого лица, поэтому проведение психологической работы с созависимыми не только улучшает качество их жизни, но и может психологического сопровождения созависимых способствовать выздоровлению зависимого лица. В отечественной психологии исследованы только некоторые аспекты созависимости как психологического явления, что обусловливает актуальность изучения данного феномена, в частности особенностей взаимодействия в созависимых отношениях и психологических характеристик созависимых лиц.
Актуальность: Проблема созависимости на сегодняшний день является одной из часто встречающихся причин обращения за психологической помощью. Само понятие созависимости за последние десятилетия было расширено от психологической зависимости от партнера, страдающего аддикцией, до более широко спектра проявлений такого же поведения в межличностных отношениях. Характерными проявлениями созависимых моделей в семейной системе можно назвать ограничения в личностном росте и базовых потребностях супругов; отношения, построенные на контроле партнера, утаивании и искажении своих реальных чувств и эмоций, скрытности и замкнутости на внутрисемейных проблемах; невротические проявления во взаимодействии с близкими; отказ от заботы о себе в пользу заботы о партнере, снятие с себя ответственности за свое благополучие, наделение партнера статусом незаменимости и сверхценности, страх его утраты и расставания.
Цель исследования: изучить психологические особенности людей с созависимым поведением.
Объект исследования: созависимость, как психологический феномен.
Предмет исследования: психологические особенности психологического сопровождения созависимых членов дисфункциональной семьи.
Задачи:
1. Провести анализ феномена созависимости в отечественной и зарубежной литературе;
2. Проанализировать факторы, предрасполагающие к возникновению созависимого поведения;
3. Рассмотреть психологические особенности лиц с созависимым поведением.
Методы исследования: анализ и синтез научной литературы.
Практическая значимость исследования: изученный материал может использоваться студентами, изучающими психологию отношений и зависимостей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Читать дальше
1.1 Созависимость как психологический феномен
В литературе существует множество определений этого феномена, даже американские исследователи, которые являются корифеями в изучении этой проблемы, не пришли к единому мнению по поводу определения созависимости. Это обусловлено разными подходами к изучению этого явления, а так же сложностью, нелинейностью и неоднородностью самого понятия. Кроме того, причиной такого разногласия может служить тот факт, что несколько различен контингент людей, на исследовании особенностей которых и основывалось понятие созависимости. Если одни исследователи изучали преимущественно родственников алкоголиков и наркоманов, то в поле внимания других оказалась более широкая группа людей из дисфункциональных семей любого типа. Кроме того, на объяснение феномена созависимости оказало влияние и разное представление о его причинах. Если одни авторы рассматривают ее как адаптивную, защитную психологическую (и физиологическую) реакцию на обстоятельства, возникшие в результате жизни с алкоголиком или наркоманом, то другие считают, что созависимость — это врожденное, генетически обусловленное состояние человеческой психики.
В книге «Созависимость, неотложная проблема» Роберт Сабби[18] писал о созависимости: «Эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил – правил, которые препятствовали открытому проявлению чувств, а так же открытому обсуждению личностных и межличностных проблем».
Необходимо отметить, что феномен «созависимости» стал объектом исследования именно зарубежных специалистов, при этом их мнение относительно дефиниции «созависимости» различно.
Читать дальше
2.1 Портрет созависимой личности
Понятие созависимость относится к категории сложных психологических понятий, т. к. одновременно включает в себя как внутрипсихическую, так и межличностную динамику.
Созависимость является проблемой межличностного общения и адресуется очень широкому диапазону людей.
Созависимый человек — этот тот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека, и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей». Созависимыми являются:
1) лица, находящиеся в браке или близких отношениях с больным химической зависимостью;
2) лица, имеющие одного или обоих родителей, больных химической зависимостью;
3) лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях.
Основные характеристики созависимости:
Низкая самооценка — это основная характеристика созависимых, на которой базируются все остальные. Отсюда вытекает такая особенность созависимых, как направленность вовне. Созависимые полностью зависят от внешних оценок, от взаимоотношений с другими, хотя они слабо представляют, как другие должны к ним относиться. Из-за низкой самооценки созависимые могут постоянно себя критиковать, но не переносят, когда их критикуют другие, в этом случае они становятся самоуверенными, негодующими, гневными.
Читать дальше
3.1 Влияние семьи на личность
Ребенок, рождаясь, попадает в мир, в котором он будет жить, проходить все этапы своего развития и становления, реализуя себя в различных сфера, проявляя себя как личность и индивидуальность.
Первичная среда социализации для каждого человека является семья (ил среда ее заменяющая), которая задает базовые параметры и характеристи личности маленькому человеку, формируемые через систему существующих межличностных отношений, отношений взрослых к ребенку, через характер взаимодействий, присущих семье как микросоциуму.
На этапах дошкольного детства у ребенка начинает формироваться и осознание себя. Изначально ребенок выделяет себя как отдельную фигуру в рамках окружающего его социума, осознает себя во времени и пространстве. Далее у него формируется и отношение к себе, закладываются базовые основы самооценки, уверенности (или неуверенности) в себе. Эмоциональная сфера становится сложнее, эмоции и чувства дошкольника становятся обусловлены личностными переживаниями и впечатлениями. У ребенка появляется субъектность – он становится центром индивидуальной деятельности, мышления, чувств и опосредовано этого оценивает себя.
В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания.
Читать дальше
Созависимость – это патологическая форма взаимоотношений, характеризующаяся глубокой поглощенностью и всесторонней вовлеченностью в жизнь другого человека, чаще всего зависимого от алкоголя, наркотиков, азартных игр. Проявляется эмоциональными и поведенческими отклонениями, нарушениями социальной адаптации. Созависимые люди имеют заниженную самооценку, склонны к самообвинению, самоуничижению. Подавление гнева, потребностей приводит к депрессии, неконтролируемым вспышкам раздражения, агрессии.
Одной из основных причин созависимости являются неудовлетворенные эмоциональные потребности. Потребность в любви, защите, принятии, безопасности – это жизненно важные потребности. С потребностью любить и быть любящей рождается каждый человек. Если ребенок лишен любви, травмы детства остаются с ним на всю жизнь. Воспитание в дисфункциональной семье, где процветает психологическое, физическое насилие, формирует те психологические особенности, которые приводят к появлению созависимости.
Воспитание в дисфункциональной семье формирует те психологические особенности, которые являются основой для созависимости. Созависимые личности имеют психоэмоциональные особенности, их проявления довольно разнообразны: размытость границ своего «Я», заниженная самооценка, повышенный уровень тревожности, непреодолимое желание произвести хорошее впечатление, дабы обозначить вою ценность, навязывание своей незаменимости; постоянный контроль, подавление проявлений своих чувств и переживаний, склонность осуждать других, когнитивная, эмоциональная, духовная ригидность.
Читать дальше
1. Акопов А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности / А.Ю. Акопов. СПб.: Речь, 2019. 54 с.
2. Артемцева, Н.Г. Феномен созависимости: психологический аспект : монография / Н.Г. Артемцева. – М. : РИО МГУДТ, 2022. 222 с.
3. Бердичевский А.А., Падун М.А., Гагарина М.А. Апробация модифицированной версии методики «Шкала созависимости Спенн–Фишер» Клиническая и специальная психология, 2019. Том 8. № 1. . 215–234с.
4. Богомаз, С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья [Текст] / С.А. Богомаз // Материалы науч.-практ. конгрессов 4 Всерос. форума «Здоровье нации – основа процветания России». – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. – Т. 2. – С. 24–27.
5. Былим, И.А. Роль семьи в функционировании и психокоррекции алкогольной зависимости: дис. ... канд. психол. наук / И.А. Былим. – М.,2017. 174 с.
6. Винников Л. И. Созависимость как психологический феномен // Достижения науки и образования. 2019. № 9-1. 40–41с.
7. Езерская Е. В. Клинико-психологические аспекты созависимых отношений // Актуальные психолого-педагогические исследования. Магнитогорск: МГТУ, 2017. 32–34с.
8. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2019. № 1. 8–15с.
9. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2020. 251с.
10. Леонтьев, Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации [Текст] / Д.А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. – М. : Смысл, 2018. – С. 56–65.
11. Лисина М.И. Семья и формирование личности. – М., 2019. 180 с.
12. Мехтиханова Н. Н. Психология зависимого поведения. Ярославль: ЯрГУ, 2005. 122 с.
13. Москаленко В.Д. Зависимость. Семейная болезнь / В.Д. Москаленко. М.: ПЕР СЭ, 2018. 352 с.
14. Середина Н. В., Черныш И. В. Психологические особенности зависимого поведения // Северо-Кавказский психологический вестник. 2018. Т. 6. № 3. 28–31с.
15. Шаповал И.А. Созависимость как Жизнь: монография/ Ред. Ю.С. Макаревич. Издательство Университетская книга, 2019. 240 с.
16. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / Перевод с английского А.Г. Чеславской. М.: Класс, 2002. 224 с.
17. Maddi, S. Hardiness: Operationalization of Existential Courage [Text] / S. Maddi // Journal of Humanistic Psychology. – 2004. – Vol. 44. – № 3. – P. 279– 298.
18. Subby Robert and Friel John “Co-Dependency: A Paradoxical Dependency, in Co-Dependency, An Emerging Issue. P.31.
19. Wurmser L. Flight from conscience: experiences with the psychoanalytic treatment of compulsive drug abusers. Part I: Dynamic sequences underlying compulsive drug use // Journal of the substance abuse treatment. 1987. Vol. 4. No. 3–4. P. 157–168.
Читать дальше