Актуальность. Федеральные государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) ставит задачи перед дошкольными образовательными учреждениями по формированию универсальных учебных действий и предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Помимо этого, к настоящему времени сложилась сложная экологическая ситуация и ФГОС ДО способствует постепенному решению ряда проблем через воспитание ответственного за свои действия перед природой человека. В связи с этим возрастает необходимость уделять особое внимание экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение: накапливаются представления о разных формах жизни, формируется эмоциональное впечатление о природе и социуме, экологическое мышление, закладываются основы экологической культуры [1].
Согласно Федеральной образовательной программе (ФОП) первичные знакомства с природой ребенок получает уже в младенческом возрасте. В раннем возрасте в планируемых результатах освоения программы прогнозируется наличие у ребенка «представлений о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения. Ребенок выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред». К моменту завершения обучения необходимо заложить в ребенке основы экологической культуры, а именно бережного отношения к объектам природы, понимания ценности жизни живых существ, осознание и выполнение правил поведения на объектах природы, а также навыки ухода за растениями и животными. Таким образом, воспитание экологической культуры становится одним из наиболее важных аспектов воспитания дошкольников [2].
В Федеральном законе «Об образовании» обращается внимание на «…формирование общей культуры личности детей…». Важной составляющей общей культуры ребенка является экологическая культура [3].
Формирование экологической культуры личности – это важная задача, которую необходимо решить на всех уровнях педагогической деятельности, начиная с дошкольного возраста. Процесс восприятия ребенком окружающей действительности, формирования его ценностного отношения к живой и неживой природе начинается еще в раннем детстве, поэтому важно, чтобы педагоги и родители использовали необходимые для развития приемы, методы и средства еще на этапе дошкольного образования. образование способствуют положительному отношению ребенка к природе. Экологическая культура – это сложное личностное образование, которое основывается на приобретенных теоретических знаниях в области экологии, практической деятельности в природе и экологическом сознании личности. Степень сформированности этих компонентов определяет уровень экологической культуры человека. Экологическая культура ребенка дошкольного возраста – это результат экологического воспитания и обучения, организованного в детском саду, семье и учреждениях дополнительного образования. Процесс формирования экологической культуры ребенка сложен и зависит от личностного отношения к природе со стороны воспитателей, родителей, людей, непосредственно окружающих ребенка, от информации, которую ребенок получает из средств массовой информации, книг, Интернета. и на опыте практической деятельности на природе, находящейся в поле зрения ребенка.
Вопросы формирования и развития экологической культуры дошкольников на современном этапе рассматриваются в работах педагогов и методистов: Е. В. Соловьевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Соломоновой, Н. А. Рыжовой, Н. Н. Кондратьевой и др. Основы формирования экологической культуры дошкольников, концептуальные подходы к экологическому воспитанию детей изложены в работах ученых И. Д Зверева, А. Н. Захлебного, И. Т. Суравегиной, Е. Н. Дзятковской, В. А. Ясвина и др.
Одним из инструментов формирования экологической культуры старших дошкольников является игровая деятельность. Игровая деятельность позволяет ребенку осознавать значимость природы для человека. В рамках игровой деятельности дети получают уникальный опыт, который становится для них главным ориентиром по отношению к природе, животным, растениям.
Исходя из вышесказанного сформулирует тему работы «Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами игровой деятельности».
Объект исследования: экологическая культура старших дошкольников.
Предмет исследования: формирование экологической культуры старших дошкольников средствами игровой деятельности.
Цель исследования: теоретически изучить формирование экологической культуры старших дошкольников средствами игровой деятельности.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие «экологическая культура» в психолого-педагогической литературе.
2. Обосновать особенности игровой деятельности детей в формировании экологической культуры.
3. Раскрыть психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы.
Контингент исследования: старшая группа
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, заключения и библиографического списка.