Организация пассажирских и грузовых авиаперевозок в современных условиях представляет собой взаимосвязанную совокупность экономических, логистических, технологических и научно-технических задач. С учетом всё возрастающего объема авиаперевозок как на внутренних линиях Российской Федерации, так и на международных авиалиниях, организация эффективного перевозочного процесса становится одной из важнейших проблем авиатранспортного рынка.
Актуальность исследования. Терроризм является одной из главных угроз современному миру и безопасности человечества. К сожалению, Россия стала одной из основных мишеней террористов. Последние годы характеризуются стабильным ростом числа преступлений «террористического характера». Терроризм предполагает достижение определенных политических целей.
Самым привлекательным для террористов являются, конечно же, самолеты гражданской авиации. Причины просты – это и пассажиры, и дорогостоящие воздушные средства, авиакомпании которых зачастую идут на любые условия, лишь бы не потерять прибыль. И, конечно же, широкий мировой резонанс – верный путь громко заявить о своей группировке.
Быстро меняющийся мир, технический прогресс должны влиять на технологии предотвращения террористических актов и актов незаконного вмешательства (АНВ). Поэтому необходимо усовершенствовать меры безопасности в аэровокзале с помощью новейших технологий и опыта зарубежных стран.
Цель исследования – изучить организацию предполетного досмотра пассажиров и багажа в московском аэропорту Внуково им. А.Н. Туполева.
Проблема исследования заключается в том, что только в крупных международных аэропортах России зоны досмотра оборудованы современными техническими средствами безопасности, такими как портативные и арочные детекторы для определения взрывчатых веществ, рентгеновские и микроволновые сканеры, системы автоматического обнаружения взрывчатых веществ в багаже.
Недостаточной является оснащенность аэропортов техническими средствами, которые позволяют выявлять взрывчатые вещества и опасные жидкости. Так, детекторами опасных жидкостей всего 5%, а детекторами паров взрывчатых веществ оснащены лишь 38% аэропортов России [12].
В ряде аэропортов не организованы пункты централизованного наблюдения: не проводится постоянный мониторинг состояния безопасности в зданиях аэровокзалов и прилегающих к ним территорий. В свою очередь это создает условия для закладки самодельных взрывных устройств под видом «бесхозных» вещей или подготовки иных АНВ [6, 291].
Решение указанных проблем связано с вложением больших финансовых средств. Часто финансовых возможностей у авиапредприятий и авиакомпаний не бывает для успешного выполнения всего комплекса стоящих перед ним задач в области транспортной и авиационной безопасности. В этих условиях, особенно важно рационально распределять имеющиеся финансовые ресурсы.
Такое положение дел реально уменьшает качество решаемых задач по защите объектов гражданской авиации от АНВ. В ряде аэропортов (таких, как Абакан, Грозный, Владикавказ) к самостоятельной работе допускаются специалисты, не проходившие подготовку в специализированных учебных центрах и не имеющие сертификата соответствия. В аэропортах Хатанга, Элиста, Казань, на период проверки не отмечалось сертифицированных специалистов, отвечающих за проведение ежедневных настроек технических средств досмотра и оборудования, применяемого при производстве досмотра [8, 8].
Анализ рассмотрения результатов оценки уязвимости объектов транспортных средств гражданской авиации позволяет сделать вывод о несоответствии принимаемых в настоящее время в аэропортах и на воздушных судах мерах по защите от АНВ. В настоящее время, угрозы совершения АНВ в деятельность гражданской авиации, к сожалению, сохраняются, возникают все новые вызовы и способы их осуществления.
Таким образом, в настоящее время объекты гражданской авиации не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности [5, 19]. В этой связи субъектам транспортной инфраструктуры нужно разработать и реализовать комплекс организационных и технических мероприятий по приведению их в соответствие с установленными требованиями.
Объект исследования – аэропорт Внуково им. А.Н. Туполева.
Предмет исследования предполетный досмотр пассажиров в аэропорту Внуково им. А.Н. Туполева.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть нормативные документы, применяемые при обслуживании пассажиров.
2. Изучить процесс организации предполетного досмотра в рамках обслуживания пассажирских перевозок.
3. Описать процесс предполетного досмотра.
4. Предложить мероприятия по совершенствованию процесса предполетного досмотра в международном аэропорту Внуково им. А.Н. Туполева.
Методы исследования. Эмпирические: наблюдение, опросные методы (анкетирование). Теоретические: теоретический анализ и синтез литературы и интернет источников, сравнение, индукция, дедукция.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в результате исследования предложены конкретные мероприятия по совершенствованию процесса предполетного досмотра в международном аэропорту Внуково им. А.Н. Туполева.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.