Во всех странах правом издавать нормативные акты на государственном уровне обладает законодательная власть. Она рассматривается как выражение воли всего народа, его интересов и суверенитета и осуществляется органами, имеющими общее наименование «парламент».
Такой институт демократического общества как парламент развивался на протяжении нескольких веков. Органы представительства (народного или сословного) существовали еще в Древнем Риме (например, сенат). Первым в современном понимании, был английский парламент, созданный в XIII веке Великой хартией вольностей и имевший целью ограничить власть короля. Однако парламент современного демократического государства сильно отличается от учреждений феодальной эпохи. Таким образом, история становления парламентаризма начинается со времен буржуазных революций.
В различных странах парламент понимается по-разному, в него даже могут входить органы, не являющиеся представительными, как палата лордов в Великобритании.
На сегодняшний день парламентаризм в России в процессе своего становления еще не достиг завершающей стадии. Его основы уже заложены, однако еще предстоит путь укрепления его места в системе власте - отношений, так как только при соблюдении данного условия можно создать демократическое общество.
Для развития парламентаризма в нашей стране необходимо приминять опыт парламентов зарубежных государств. Его применение предполагает изучение как плюсов, так и минусов. Анализ зарубежного опыта поможет найти пути выхода из существующих проблем.
Вышесказанное подчеркивает необходимость осмысления зарубежного опыта деятельности представительных и законодательных структур, порядка их формирования и осуществления ими деятельности.
Читать дальше
Понятие, виды парламента
Слово «парламент» имеет французское происхождение, но его родиной считается Великобритания. Предтечей парламента были выборные органы свободных граждан в Древней Греции и Риме, и сословно-представительные образования в Европе (в России это были земские соборы), возникновение современного парламента отсчитывают от событий XIII—XIV вв. в Англии. В этот период собрание крупных феодалов, представителей городов и высшего духовенства ограничило власть короля.
В настоящее время парламент — это высший орган народного представительства (хотя это представительство может быть организовано по-разному), выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, образующий полностью или частично некоторые высшие органы государства, осуществляющий контроль за деятельностью высших органов исполнительной власти и высших должностных лиц . Подобный контроль осуществляет обычно нижняя палата, которая преимущественно избирается населением. Также в некоторых странах парламент определяет основы внешней и внутренней политики, ратифицирует международные договоры, принимает иные акты.
На сегодняшний день существует более 150 зарубежных парламентов
и каждый со своими особенностями, что, однако, не исключает возможно-сти их классификации на основании следующих признаков: структура парламента и объем компетенции.
Классификация по структуре. Традиционной системой строения за-рубежных парламентов была двухпалатность (бикамерализм). Вторая палата была введена, для представления интересов аристократии и в качестве сдерживателя радикализма нижней палаты.
Читать дальше
Внутренняя организация палат парламента
Внутренняя структура палат парламента устанавливается определяется их регламентами, а в некоторых странах конституцией и законами. Численность членов палат парламента составляет от нескольких десятков до нескольких сотен человек.
Возглавляет палату руководитель, избираемый депутатами, обычно на весь срок работы палаты, иногда — на время сессии. В отдельных случаях председателем палаты является не депутат, а лицо, занимающее эту должность согласно конституционным положениям (в США, Индии Сенат возглавляет вице-президент).
Внутри палат из числа депутатов создаются специализированные рабочие структурные подразделения — комитеты и комиссии в целях предварительной подготовки и рассмотрения вопросов, выносимых на парламентское заседание. В зависимости от содержания подготавливаемых проектов решений они бывают:
— законоподготовительными (для разработки или рассмотрения проектов законов);
— следственными (для организации парламентских расследований);
— согласительными (для разрешения разногласий между палатами).
Комитеты и комиссии могут быть постоянными и временными.
Во многих странах действуют специальные органы финансового контроля, образуемые парламентом и подконтрольные ему. Чаще всего они именуются счетными палатами (Бельгия, Германия, Италия, Франция и др.). Их главная задача — организация и осуществление контроля за свое-временным исполнение доходных и расходных статей государственного бюджета и отдельных государственных внебюджетных фондов, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности, предотвращение право-нарушений в финансово-бюджетной сфере.
Читать дальше
На основании изложенного можно сделать вывод, что формирование двухпалатного парламента является наиболее характерным в странах, имеющих федеративное устройство, поскольку он олицетворяет рациональный способ организации представительства интересов субъектов федерации на уровне федеральных органов государственной власти.
Достоинствами двухпалатной структуры организации парламента является то, что в нем: более «объемно» представлено общество и народ. К кандидатам в члены верхней палаты предъявляются более высокие требования, чем к кандидатам в депутаты нижней палаты; верхняя палата служит своего рода противовесом нижней, уменьшает партийное влияние в пользу общегосударственных интересов; верхняя палата имеет больший срок полномочий и обновляется по частям, что препятствует резкой смене политического курса страны. Если происходит радикальное обновление нижней палаты в результате выборов, то верхняя обеспечивает преемственность прежней политики в стране. Двухпалатная структура организации парламента имеет также свои отрицательные стороны: появляется дополнительное количество депутатов в лице членов верхней палаты (больше затрат из бюджета на их содержание); верхняя палата может стать слишком консервативной и тормозить деятельность нижней; усложняется законодательный процесс.
Среди достоинств однопалатных парламентов выделяется то, что: они просты и компактны, но законодательный процесс в них несколько упрощен. Недостатком является то, что неполно представлены интересы территориальных единиц государства; отсутствует противовес в виде второй палаты; существует опасность усиления партийного засилья.
Каждую палату парламента возглавляет руководитель, избираемый из ее членов. Внутри себя палаты создают структурные подразделения - комиссии и комитеты.
Особенностью статуса депутатов парламентов является наличие депутатского иммунитета и депутатского индемнитета. В большинстве демократических стран депутат - профессиональный парламентарий. Совмещение парламентской деятельности с другой работой или службой запрещено.
Основной деятельностью современных парламентов в демократических странах является законодательный процесс, состоящий из нескольких этапов: законодательной инициативы, обсуждения, чтений (обычно трех) и подписания главой государства.
Читать дальше
1. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Швейцария, Европейский Союз, Япония, Бразилия. / Сост. Маклаков В.В. М.: БЕК, 2001. - 564 с.
2. Ершов В.А. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие для студентов вузов - М,: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. - 144 с.
3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Ми-шин А.А. 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2009. – 560 с.
4. Чиркин В.Е. Государствоведение - Учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юристь, 2000. — 384 с.
5. Чиркин В. Е. Конституционное право России. Учебник. М.: Юристъ, 2003. - 447 с.
6. Садовникова Г.Д. Особенности функционирования органов народного представительства в федеративном государстве. Взаимодействие законодательных органов в Российской Федерации (часть 2) // Представительная власть – ХХI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 5 (78).
7. Шерин А.Н. Парламентский контроль: зарубежный, советский и российский опыт // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 11. С. 6 - 10.
Читать дальше