Трудно не согласиться с утверждением, что только тот может эффективно управлять предприятием, кто умеет предвидеть. Иными словами, успешный руководитель должен уметь прогнозировать развитие важных для предприятия ситуаций с тем, чтобы вовремя принять необходимое управленческое решение.
Процесс принятия управленческого решения является центральным в управленческой деятельности менеджера предприятия. Сегодня в России профессиональное управление невозможно без знакомства с основными технологиями, с помощью которых осуществляется разработка, принятие и реализация управленческих решений. Функция принятия решения очень широко представлена в управленческой деятельности и пронизывает все иные компоненты и этапы управленческой деятельности.
На каждом предприятии осуществляется разработка управленческих решений. И в каждом из них практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой его деятельности, его организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. Процесс принятия управленческих решений актуален в силу того, что все больше расширяются масштабы, количество элементов и взаимосвязей подсистем в организационных системах.
В управление предприятием принятие решения - систематический процесс. Ответственность за принятие важного организационного решения требует от руководителя действовать более рационально, подробнее ознакомиться с всеобщностью оптимального выбора, его органической взаимосвязью с процессом управления и важными характеристиками организационных решений.
К общим функциям науки управления относятся:
• прогнозирование,
• планирование,
• подготовка и принятие решений,
• организация исполнения решений,
• контроль и учет,
• коррегирование решений и регулирование системы управления.
Эти функции управления реализуются субъектами управления.
Как функция управления планирование закладывает основы будущей работы с учетом разнообразных факторов развития как самой системы, так и условий ее деятельности. Результатом реализации данной функции являются установочные управленческие решения типа программ, директив, планов. Особенности плана состоят:
• в сложном характере его содержания, представляющего собой совокупность взаимосвязанных отдельных решений;
• в его специфической форме и четком определении календарных сроков выполнения намеченных мероприятий;
• в установленной процедуре его выработки
Планирование как функция управления определяет основные задачи отдельных подразделений на основе общих целей системы органов внутренних дел и обеспечивает разработку взаимосвязанных заданий, определяет порядок и сроки выполнения комплекса мероприятий. Таким образом, планирование представляет собой одновременно функцию управления и средство организации процесса целенаправленной деятельности.
Суть составления плана состоит в получении научного обоснования поставленных экономических целей компании и, выбор лучшего способа, чтобы осуществить их, основываясь на наиболее полном выявления целевых рынков, объемов и сроков выпускаемой продукции, выполнении работ и оказании услуг. Также это основывается на установлении рентабельных показателей производства, при которых распределение и потребление во время использования ограниченных ресурсов приводит к планируемым результатам.
А. Файоль выделяет такие принципы в планировании:
1) единство - элементы планирования состоят во взаимосвязи и подчиняются единому направлению, которая ориентирована на общую цель. Данный принцип находит реализацию в рамках вертикального единства подразделений;
2) непрерывность - все элементы взаимосвязаны изменения вносятся в план как по вертикали, так и по горизонтали;
3) гибкость - сама возможность внесения изменений. Каждый план составляется с заданной степенью точности и адекватности в расчетах, но с другой стороны - составлен таким образом, чтобы была возможность для внесения изменений, связанных с разного рода факторами;
4) точность - план должен быть настолько детальным и конкретным, насколько представляется возможным.
Рассмотрим виды планирования. Стратегическое планирование рассчитано на длительный период (10-15 лет). Однако на многих предприятиях стратегия основана на среднесрочном планировании. Поэтому стратегический план, как правило, охватывает период не более 5 лет, тактический – 1-2 года, оперативный – менее 1 года. Эти виды планирования различаются целями и средствами их достижения.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрист, 1998. – 56 с.
2. Концепция кадровой политике МВД РФ в органах внутренних дел на период до 2020 года
3. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
4. Вопросы организации полиции: указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 250//СЗ РФ. – 2011. – № 10. – Ст. 1336.
5. О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333.
6. Административная деятельность органов внутренних дел: учебное пособие/ С. Н. Бочаров, С. В. Бубнов, И.М. Гордничев и др. – М.: МосУ МВД России, 2008. – 384с.
7. Пучков А. П. Аналитическая функция в механизме совершенствования управления органами внутренних дел: автореф. дис. … канд. юрид. наук / А. П. Пучков.– М.: Академия управления МВД России, 2006. – 24 с.
Читать дальше