Профессиональная медицинская практика свидетельствует о том, что врач ежедневно решает не только клинические задачи, но и сталкивается с моральными проблемами выбора того или иного действия. Чтобы избежать ошибки, врач должен уметь принять правильное решение, что требует специального морально-этического знания. Этика как наука помогает понять наши действия и поступки, осмыслить их в категориях добра, справедливости и милосердия. Подобно тому, как логика помогает избежать ложных суждений, так и этика помогает осознать принципы, по которым тот или иной поступок оценивается как верный или неверный.
Знание и умение следовать выработанным медицинским сообществом этическим принципам и правилам определяет одно из оснований профессионализма врача - его нравственную культуру. Нет доктора, который не признавал бы значения для лечебного процесса нравственных взаимоотношений с пациентом.
От нравственной культуры врача непосредственно зависит важнейший фактор успешного лечения, а именно: доверие больного к врачу, перед которым всегда встает вопрос, как добиться этого доверия.
Читать дальше
До недавнего времени понятие «медицинская этика» было принято относить к медицинской деонтологии. Под этим подразумевалась линия поведения, определяемая частично правилами этикета и соображениями морали, частично правилами профессионального поведения. В этом понимании этика является наукой о ценностях, нормах и правилах, присущих медицинской практике (так называемая «внутренняя мораль» медицины). Медицина отнюдь не считается профессией, чей моральный аспект можно оценить с позиции внешних факторов. Напротив, сама профессиональная медицинская практика всегда предполагала и подразумевала моральный аспект.
Тем не менее, то, что считается настоящей врачебной практикой, всегда определялось стандартами и правилами практики. Медицинская этика - это профессиональная этика. И она предполагает, что единственный, кто имеет право преподавать и объяснять ее - это сам врач.
С 60-х годов двадцатого века медицинская этика стала постепенно превращаться из традиционной деонтологии в современную биоэтику. Однако, во многих странах восточной и южной Европы при изучении медицинской этики акцент ставится по-прежнему на «медицинскую деонтологию». В северной же и западной Европе профессиональную медицинскую этику все чаще и чаще относят к «этике здравоохранения» или «биоэтике». Эти новые термины показывают, что наука об этике касается не только взаимоотношений врача и пациента, но также других специалистов сферы здравоохранения и всей системы в целом. К ней же относятся издания на медицинские темы и результаты исследований. В последнее время значительно увеличилось количество публикаций, посвященных проблемам этики в медицине и здравоохранении, авторы которых не являются врачами. Следовательно, спектр требований, относящихся к медицинской этике, значительно расширился, появляются новые, более сложные вопросы и случаи, выступающие
Читать дальше
Теперь рассмотрим практическую часть этических вопросов поведения работников отделения анестезиологии и реанимации. Рассмотрим несколько задач, которые можно решить, опираясь на знание о существовании двух основных типов этических теорий:
К первому типу относится натуралистическо-прагматические этические теории. Ориентирами поступка для этого типа являются польза, экономическая выгода, материальный интерес действующего человека. Второй тип – это идеалистическо-деонтологические теории. В рамках данного типа мы поступаем правильно, если соотносим свой поступок с моральными ценностями, например, с профессиональным долгом, нравственными законами и правилами.
Читать дальше
Биомедицинская этика раскрывает, что основным условием его возникновения является готовность и умение врача подчинить свои интересы интересам пациента. Это умение служит, в свою очередь, главному - задаче облегчения страдания больного.
Понимание того, что болезнь - это не только биохимические, физиологические механизмы патологии, но и страдание - “краеугольный камень” профессиональной врачебной этики.
Страдание каждого больного - это уникальное состояние, которое связано с его индивидуальной патологией, психосоматическим состоянием, жизненной ситуацией, с его отношением к своей болезни, и даже к системе здравоохранения как таковой.
Оценка каждого конкретного случая, принятие каждого конкретного решения, должны включать не только клиническую картину, но и знания о культуре, ценностях, жизненных обстоятельствах отдельного человека.
Читать дальше
1. Биомедицинская этика; под редакцией проф. И.В. Силуяновой; 2005г.
2. Введение в биоэтику. Учебное пособие; Юдин Б.Г., Тищенко П.Д.,
Иванюшкин А.Я., Игнатьев В.Н., Коротких Р.В., Силуянова И.В.; 1998г.;
384стр.
3. От этики до биоэтики; Хрусталев Ю.М.; изд. Феникс; 2010г.; 448стр.
4. Медицинская этика (биоэтика); Яровинский М.Я.; изд. Медицина; 2006г.
Читать дальше