Все выросшие в советское время знали, что в СССР проживают более 100 народов, что все народы разные, но у всех богатая история и культура, и что все мы живем дружно в большой многонациональной стране. Мы это знали, но часто не осознавали и не чувствовали. А что это действительно так (особенно, то, что разные), все мы, выросшие в СССР, поняли только, когда ежедневно стали сталкиваться с представителями других культур и этносов на улицах наших городов, на дачных участках, в глухих деревнях. Представители разных этносов и культур бывшего СССР, часто даже не будучи российскими гражданами, уже стали «второй» Россией, неотъемлемой частью экономической, социальной, политической жизни страны.
Как только это осознали представители научного сообщества, появилось множество интересных и актуальных исследований, посвященных этническим мигрантам из ближнего зарубежья. Не стали исключением и географы. Данную тематику затрагивают в своих работах такие исследователи, как Ж.А. Зайончковская, Е.В. Тюрюканова, В.И. Мукомель, Л.М. Дробижева, Э.А. Паин, О.И. Вендина, В.И. Дятлов и другие [2, с. 103].
Этническая миграция выделяется, прежде всего, по субъекту социального движения: речь идет о территориальном перемещении этноса или отдельной его части [1, c. 131].
Под адаптацией понимается процесс выстраивания социальных и экономических моделей поведения этнических мигрантов в принимающем обществе, в новой для них социальной среде. Адаптация не значит интеграция. Этнический мигрант может адаптироваться, т.е. приспособиться к жизни в принимающем обществе, может найти работу и жилье, но при этом не быть интегрированным в российское общество, жить по иным социальным нормам и правилам, не пройти вторичную социализацию в принимающем обществе и не владеть «социальным» языком норм и правил поведения этого общества.
Под интеграцией подразумевается полное вхождение этнического мигранта в различные сферы жизни принимающего сообщества. Успешность интеграции этнических мигрантов достигается при наличии нескольких условий.
Первое условие – это знание русского языка. Второе – возможность полноценного участия этнических мигрантов во всех сферах общественно-политической жизни России (участие в выборах, работа в общественных организациях, контакты с местными жителями и т.д.). Это условие тесно связано с получением российского гражданства, хотя опыт Германии показывает, что активное участие мигрантов в общественно-политической жизни страны возможно и без получения гражданства. Третье – достижение высокого социального статуса (получение образования, наличие работы). Четвертое – равноправный с членами принимающего общества доступ к общественному достоянию [2, c. 104].
Сахалинская область многонациональна, здесь проживает более 100 национальностей. Безусловно, работа по адаптации и интеграции ведется различными ведомствами при поддержке Сахалинского правительства.