Задача № 1
В дежурную часть РУВД обратился гражданин с заявлением о том, что соседи, пытаясь его отравить, подсыпали в пищу яд, и лишь его бдительность и находчивость позволили ему спастись. В заявлении указаны лица, которых он подозревает в злонамерениях. Внешний вид, манера общения, а так же речь заявителя заставили усомниться в его психическом здоровье.
Как следует отреагировать на поступившее заявление?
Решение
Согласно действующему законодательству доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основе которых в определяемом законом порядке органы дознания, следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие ООД, виновность лица, совершившего это деяние, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются показаниями свидетелей, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого, заключением эксперта (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса РФ, далее – УПК РФ ).
Таким образом, показаниям свидетелей и потерпевших принадлежит чрезвычайно важная и ответственная роль в уголовном судопроизводстве, поскольку они являются одним из важных источников доказательств, на которых, как правило, основывается обвинение и приговор.
В качестве свидетелей для дачи показаний могут быть вызваны любые лица, которым известны какие-либо факты и обстоятельства по данному делу. От свидетеля требуется, чтобы его показания были правдивыми и достоверными.
Однако свидетельские показания иногда не отвечают предъявляемым к ним требованиям. В одних случаях они могут быть неправдивыми из-за нежелания свидетеля или потерпевшего сообщить суду и следователю какие-то факты. В других случаях в показаниях допускаются непроизвольные ошибки в связи с выраженными эмоциональными переживаниями, которые, как известно, могут нарушать точность и последовательность восприятия реальных фактов. Некоторые детали событий стираются из памяти из-за давности происшедшего.
В отдельных случаях свидетелем или потерпевшим может оказаться лицо с психическими расстройствами, в связи с чем у следователя или суда возникают сомнения в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. В этих случаях законом предусматривается обязательное проведение судебно-психиатрической экспертизы.
В рассматриваемом примере есть основания усомниться в психическом здоровье лица, обратившегося в полицию с заявлением о совершении в отношении него преступных действий. Данный факт не лишает потерпевшего права обратиться с заявлением в органы внутренних дел, оно будет принято, зарегистрировано и по сведениям, изложенным в нем, будет проведена проверка. Однако в соответствии с п. 4 ст. 196 УПК РФ данный факт возлагает на следователя обязанность проведения судебной психиатрической экспертизы.
Вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертом:
1. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и (или) эмоциональное состояние подэкспертного, а также конкретные условия ситуации правонарушения, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и может ли давать о них показания?
2. Учитывая уровень психического развития свидетеля или потер-певшего и его индивидуально-психологические особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (каких именно)?
3. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?
4. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
Стоит, на наш взгляд отметить, что решение следователя о назначении в отношении потерпевшего судебно-психиатрической или судебно-психологической экспертизы подавляющее большинство потерпевших рассматривают как оскорбление, а саму экспертизу воспринимают как унизительную процедуру. Поэтому перед назначением судебно-психиатрической экспертизы в отношении потерпевшего, есть необходимость собрать сведения о потерпевшем, которые могут стать формальными основаниями для сомнения в психической полноценности лица, вовлеченного в следственно-судебную ситуацию, а именно сведения о его лечении в прошлом в психиатрических больницах или о том, что оно состоит на учете в психоневрологическом диспансере. Такое же значение имеют данные трудовой и военно-психиатрической экспертизы об инвалидности или негодности к военной службе по состоянию психического здоровья. Сведения о высокой частоте психических заболеваний среди родственников, об обучении во вспомогательной школе, о явных странностях поведения, о попытках самоубийства также должны приниматься во внимание, но они должны быть объективизированы (справки из психиатрических учреждений, характеристики и т. д.), чтобы стать реальным поводом к назначению экспертизы.
Имеют значение сведения о перенесенных в прошлом заболеваниях головного мозга (энцефалит, менингит), травмах черепа, если они сопровождались психическими нарушениями, вызвали ухудшение успеваемости в учебе или снижение трудоспособности. Могут приниматься во внимание заявления соответствующих общественных организаций, характеристики и отзывы учреждений с указанием на психическую неполноценность данного лица. Свидетели по делу по собственной инициативе могут высказывать сомнения в психической полноценности потерпевшего. В этом случае их показания обязательно уточняют, конкретизируют и стараются получить подробные сведения о психическом состоянии у его родственников и других свидетелей.
Предварительная, до назначения экспертизы, объективизация всех этих данных чрезвычайно важна, так как она может предупредить необоснованное назначение экспертизы или, наоборот, будет содействовать своевременному проведению экспертизы и правильному экспертному решению.
Таким образом, в данном случае необходимо принять заявление от потерпевшего, начать проверку изложенных в нем фактов, собрать сведения о потерпевшем и назначить в отношении него судебную психиатрическую экспертизу в порядке, предусмотренном ст. 196 УПК РФ.