Задача 1
Директор лесхоза «Прибрежный» принял решение провести рубку главного пользования на площади 50 га в защитных лесах. А также для расширения лесного поселка (строительство жилья) он распорядился перевести 2 га лесных земель в защитных лесах в нелесные земли.
Правомерны ли действия директора?
Решение
Директором лесхоза «Прибрежный» было принято два решения законность, которых необходимо оценить:
Решение о проведении рубки главного пользования в защитных лесах
Перевод лесных земель в защитных лесах в нелесные земли.
Оценивая законность первого решения, необходимо определить понятие рубки главного пользования, понятие защитных лесов и установить насколько возможно проведение рубки главного пользования в защитных лесах.
Главное лесопользование, получение главного продукта леса - древесины - в результате завершения цикла выращивания леса. В РФ главное пользование лесом регулируется нормативными правилами, предусматривающими использование намеченных к рубке спелых древостоев при одновременном лесовосстановлении и сохранении природных лесных комплексов. Главное пользование лесом осуществляют в результате рубок главного пользования.
К системе сплошных (сплошнолесосечных) рубок, при которых весь древостой на лесосеке вырубается за один прием, относятся сплошные рубки с последующим возобновлением, а также с сохранением молодняка хозяйственно ценных пород, обеспечивающего восстановление леса.
Что касается защитной категории лесов, отметим здесь, что леса Российской Федерации по природным особенностям и целевому назначению распределяются на группы и категории защитности.
Защитные леса – это леса либо созданные посадки для защиты сельскохозяйственных угодий, почв, дорог ,населённых пунктов, водоёмов от неблагоприятных природных факторов и условий. Защитные леса располагаются преимущественно в степных, полупустынных и лесостепных районах.
В соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся те леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Как правило, в защитных лесах запрещаются Рубки главного пользования, однако обратимся к категориям лесов.
С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются категории указанных лесов, а именно:
1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:
а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
в) зеленые зоны;
в.1) лесопарковые зоны;
г) городские леса;
д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
4) ценные леса:
а) государственные защитные лесные полосы;
б) противоэрозионные леса;
в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
г) леса, имеющие научное или историческое значение;
д) орехово-промысловые зоны;
е) лесные плодовые насаждения;
ж) ленточные боры;
з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;
и) нерестоохранные полосы лесов.
Правовой режим указанных категорий регулируются ст.ст. 104 – 107 Лесного кодекса РФ.
Принимая во внимание название лесхоза – «Прибрежный», позволим себе предположить, что лесной участок площадью 50 га относится к лесам, расположенным в водоохранных зонах.
В соответствии со ст. 104 Лесного кодекса в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом сказанного, оснований, чтобы признать решение директора лесхоза «Прибрежный» провести рубку главного пользования на площади 50 га в защитных лесах является незаконным.
Лесной кодекс не оперирует понятием «перевод лесных земель в нелесные». Лесной кодекс закрепляет, что «использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов» (ст.24 ЛК РФ), при этом, законодатель ни слова не говорит о каком-либо переводе лесных земель в нелесные.
Однако, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» уполномоченными органами для обращения с ходатайством об осуществлении такого перевода являются исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок, в отношении которого ставится вопрос о переводе. Принимая во внимание, что земельные участки лесного фонда являются исключительной федеральной собственностью, решение директора лесхоза «Прибрежный» перевести 2 га лесных земель в защитных лесах в нелесные земли является также незаконным, поскольку принято неуполномоченным лицом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 48 (ред. от 29.12.2008) «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» уполномоченным лицом для обращения с ходатайством в Правительство Российской Федерации о переводе лесов в нелесные земли является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, а окончательное решение принимается Правительством Российской Федерации.