Процесс управления является совокупностью непрерывных, а также последовательно выполняемых и связанных между собой действий по формированию, использованию ресурсов организации для достижения поставленных целей и задач. Данные действия являются особенно важными для успеха предприятия. Они получили название функций менеджмента.
То есть можно сказать, что процесс управления – это сумма всех функций управления.
Само слово функция означает обязанность, а также круг или же вид деятельности, роль, назначение.
Рассмотрим определение функций менеджмента. Они являются относительно обособленными направлениями управленческой деятельности, которые позволяют осуществлять определенное влияние на управленческий объект для достижения поставленных целей и задач.
Функции менеджмента компанией вытекают из содержания самого производственного процесса. То есть они определяются объектом, а также составом решаемых задач. Именно они и определяют основную специфику управленческого труда, а также тесно связаны с прочими категориями науки управления, такими как, например, структура, методы, техника, кадры, информация и управленческие решения.
Можно говорить о том, что все функции должны иметь четко определенный смысл, а также четко проработанный механизм осуществления, определенную структуру, именно в ее рамках и завершается ее организационное обособление. Под содержанием принято понимать определенные действия, которые должны задействоваться в рамках определенной функции управления.
Содержание действий, а также функций, которые осуществляются в процессе управления зависит именно от типа организации, а также от ее размеров, сферы ее работы. Также содержание функций может зависеть и от уровня руководства в управленческой, его роли внутри предприятия и прочих факторов.
По изменениям размера или же типа производства функции управления остаются теми же, может изменяться только лишь объем работ по их выполнению. Так, независимо от размера компании на каждом из них выполняется функция планирования. На крупных предприятиях для ее осуществления может быть создан плановый отдел, на небольших – данную функцию, как правило, выполняет экономист, а в малых компаниях эти обязанности возлагаются на одного из специалистов по совместительству.
По мере продвижения вверх от одного управленческого уровня к другому объем работ по функции существенно возрастает. В связи с этим возрастает также и численность работников, которые ее выполняют. То есть создается целостная система органов по выполнению каждой функции менеджмента.
В процесс углубления разделения труда менеджмент как единственная функция дифференцируется, также происходит выделение, обособление специфических видов управленческой деятельности. Функцию выполняет определенное количество труда сотрудников, каждый из которых в процессе ежедневной работы осуществляет отдельные виды работ. Правильное выделение функций управления позволяет близкие или же похожие по характеру работы объединять в одно звено управления. Все это существенно упрощает структуру, а также облегчает координацию деятельности функциональных подразделений аппарата управления компании.
На основе состава, а также объема работ по функциям определяют рациональную построение аппарата управления, численность специалистов по каждой функции, а также разрабатывают регламентирующие документы компании. Разделение процессов управления и их классификация имеют решающее значение, так как определяют цели задачи деятельности всего аппарата управления.
Таким образом, можно сказать, что функции менеджмента являются составными частями всех процессов управления не зависимо от особенностей предприятия. Процесс управления, то есть менеджмента имеет пять взаимосвязанных функций, а это:
планирование;
организация;
мотивация;
контроль;
координация.
2. Характеристика функции планирования
Рассмотрим такое понятие как планирование. Данное понятие можно определить как специфическую форму общественной практики людей, которая является одной из приоритетных функций менеджмента, состоящей в подготовке тщательно продуманных управленческих решений в виде проектов, программ, прогнозов, а также планов. То есть можно сказать другими словами, что планирование является инструментом для преодоления неопределенности.
Планирование - это процесс определения целей и пути их достижения.
Функция планирован дает следующие преимущества:
1) планирование дает нам возможность подготовить к использованию будущем благоприятных условий,
2) улучшает координацию деятельности в организации.
3) способствует более рациональному распределению ресурсов.
4) улучшает контроль в организации.
Планирование помогает ответить на следующие вопросы: что хочет представить из себя организация? Где она находится в настоящее время? Куда она собирается двигаться?
Виды планов: стратегический план он представляет собой разработку и реализацию системы мер по осуществлению выбранных стратегий и по достижению целей развития предприятия. Стратегический план составляется на 3-5 лет, бизнес-план является разновидностью. Среднесрочные планы рассчитаны на период от 2 до 5 лет. Краткосрочные планы они рассчитаны на 1-2 года.
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше.
Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.