Паблик рилейшнз - управление в кризисных ситуациях. Под управлением в кризисных ситуациях или кризис - менеджментом подразумевается процесс управления коммуникациями в случае кризиса или катастроф — разливов нефти, крушений самолетов, неудач в менеджменте, обнаружения канцерогенных веществ в продуктах питания и других неприятных проблем в деятельности компании. Иногда специалисты паблик рилейшнз корпорации сами готовят кризисный план, но некоторые предприятия, особенно крупные, нанимают постороннюю фирму, которая специализируется на разработке планов управления кризисными ситуациями и тренирует персонал соответствующим образом.
В жизни почти каждой корпорации случается какое-то событие, которое негативно воспринимается общественностью. В случае кризисной ситуации персонал отдела паблик рилейшнз учитывает возможность возникновения неприятностей и вырабатывает план для доведения плохих новостей до различных заинтересованных групп. Этот персонал назначает представителя, который осторожно расскажет о случившемся и ответит на вопросы пострадавших, их семей, средств информации, юристов и представителей властей. Команда по коммуникациям в кризисной ситуации выделяет кого-то, кто обеспечит место работы для репортеров, транспорт, телефоны и компьютеры, а также питание в случае необходимости.
Паблик рилейшнз в кризисной ситуации являются настолько неотъемлемой частью бизнеса, что страховые компании рассматривают издержки по найму ПР - компании, специализирующейся на кризис - менеджменте, как часть своей политики корпоративных обязательств.
Читать дальше
При условии тщательной предварительной подготовки компания способна справиться с кризисной ситуацией без ущерба для своей репутации. Однако кризисный план должен предусматривать все виды кризисов, с которыми может столкнуться компания, и подробно расписывать обязанности людей в подобных ситуациях. Некоторые фирмы используют практику работы с катастрофами при помощи создания кризисных сценариев и выхода из них в соответствии с разработанным планом действий.
Сами понятия «общественность» и «связи» одинаково важны для понимания сути паблик рилейшнз. Общественностью называются все контактные аудитории, которые организаторы процесса маркетинговых коммуникаций выбирают для направления им сообщений о компании, или те, кто рассматривается в качестве лиц, чье мнение значимо для компании. Термин «связи» показывает, что эта общественность вовлечена в какие-то отношения с компанией. Чтобы гарантировать эффективную деятельность, указанные отношения должны быть позитивными.
Большинство компаний не желают отдавать свой корпоративный имидж и репутацию на волю случая. Они стараются создать о себе хорошее впечатление и контролировать свой образ через мероприятия по связям с общественностью. Специалист по связям с общественностью необходим так же, как всякий другой пожарный. Но задолго до того, как огонь разгорится, он уже должен выстроить вал из доброжелательного отношения для минимизации будущих неприятностей.
Расширение сферы паблик рилейшнз на протяжении последних пяти десятилетий очень заметно. Среди 300 крупнейших компаний США в 1936 г. только одна из 50 имела полноценный отдел паблик рилейшнз. Сегодня этот показатель равен трем из четырех. Количество людей, занятых в области ПР, оценивается примерно в 145 000 человек. Число рабочих мест в сфере ПР увеличивается быстрее, чем количество рабочих мест в любой другой сфере менеджмента.
Роль паблик рилейшнз. Паблик рилейшнз поставляют общественности информацию о компании в целях достижения благожелательного отношения и понимания деятельности последней. Специалисты по связям с общественностью помогают выстраивать деятельность компании за счет консультирования менеджеров высшего звена компании по вопросам общественного мнения и положительных или отрицательных последствий определенных видов поведения. Они также выясняют мнения и оценки различных групп общественности, связанных с организацией, и объясняют их старшим менеджерам. В итоге паблик рилейшнз представляют собой использование и распространение информации через множество средств ее доставки с целью повлиять на общественное мнение.
Отслеживание отношений и общественного мнения является важной составной частью той роли, которую играют ПР. Исследование американских общественных институтов, проведенное агентством по связям с общественностью, установило уровни доверия, которыми они пользуются
Читать дальше
Несомненно, важен положительный эмоциональный фон происходящего. Представители компании должны держаться спокойно и открыто. Если проблема вызвана ошибкой руководства компании, необходимо объяснить, что будет предприниматься, чтобы помочь пострадавшим и какие решения будут приняты, чтобы избежать подобных проблем в будущем.
Помимо высказанных рекомендаций специалисты также советуют «держать руку на пульсе», то есть, предвосхищать возможные кризисные ситуации. С этой целью возможно, например, выявить критические факторы деятельности компании; составить план действий в возможной критической ситуации; заблаговременно подобрать членов антикризисной группы; следить за публикациями в СМИ и т. д.
В заключение уместно остановиться на одной интересной мысли, любой кризис – это благо, которое предупреждает нас о еще более тяжелых возможных последствиях. Использовать кризисную ситуацию необходимо так, чтобы в максимальной степени обратить его себе на пользу, многократно усилив непрерывную деятельность по антикризисному управлению.
Читать дальше
Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл-бук.- 2003.-624 с.
2. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? - М., 1990.
3. Бортник Е. М. Управление связями с общественностью. - М.: ИДФБ-ПРЕСС. 2002.-128 с.
4. Мэт Хейг Электронный Public Relations.-М.:ФАИР-ПРЕСС, 2002.-192 с.
5. Минзов А.С. Антикризисный PR и противодействие «черному» PR.-М.:Изд-во МЭИ, 2006.- 124 с.
6. Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М., 2004
7. Викентъев И.Л. Приемы рекламы и public relations. - СПб., 1995.
8. Андрунас Е. Ч. Бизнес и пропаганда. - М., 1996
9. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. - Ростов-на-Дону, 1998.
10. Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг.Спб:Питер, 2003. -432 с.
11. БодуанЖ.-П. Как управлять имиджем компании. М., 2001.
12. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. -М., 1996.
13. Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа. -М., 1998.
14. Ганжин В. Т. Паблик рилейшнз. Что это значит?. -М., 2008.
15. Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера по Р11. - СПб., 1997.
Читать дальше