Культурное наследие Республики Дагестан
Уникальное природное и культурное наследие Дагестана веками формировалось на основе взаимодействия разнообразных природных, этнокультурных, экономических и исторических факторов. Горные селения и аулы, служившие ареной различных исторических событий и катаклизмов, передвижений древних народов по путям, связывающим цивилизации Запада и Востока, и сегодня хранят в себе множество культурных пластов различных эпох. Эта многоликость культур, национальных, этноязыковых и природных условий отражается в разнообразии территориального распределения наследия.
Дагестан – место, где идет постоянное взаимодействие различных культур и историко-культурных традиций, интенсивные этнокультурные контакты, место контрастных языковых различий. Здесь наиболее заметно проявляется влияние Востока. В культуре дагестанских народов прослеживаются характерные черты арабского и иранского влияния, а различные стороны ислама отражаются на формировании культурного ландшафта.
В Дагестане находятся 1 200 признанных памятников архитектуры, 40 из них — федерального значения, в том числе и высокогорная крепость-село Кала-Корейш, основанная в VII веке. Расположенное в Дахадаевском районе Республики Дагестан, на высоте более тысячи метров над уровнем моря, это поселение не знает себе равных .
В средние века Кала-Корейш являлся столицей крупного феодального владения, Кайтагского уцмийства, — административно-политическим и культурным центром региона, очагом распространения ислама на Северном Кавказе. В те времена от крепости в трех направлениях вели так называемые уцмийские дороги (они были выложены с расчетом на колесный транспорт и укреплены подпорными стенами высотой до восьми метров).
Со временем, в XVIII–XIX веках, стали активнее заселяться равнинные районы Дагестана, соответственно, влияние Кала-Корейша постепенно уменьшалось. Последние жители были отсюда выселены в Чечню в советское время, в 1944 году. Впоследствии, вернувшись на родину после реабилитации, коренные жители обустраивались в городах или поселениях в предгорье. Так некогда процветавшая крепость превратилась, по сути, в село-призрак.
Впрочем, сегодня село Кала-Корейш благодаря энтузиастам потихоньку восстанавливается. Во многом это заслуга Багамеда Рамазанова, посвятившего жизнь возрождению своего родного Кала-Корейша. Его по праву называют здешним хранителем, ведь из года в год этот удивительный человек (при поддержке государственного музея-заповедника — этнографического комплекса «Дагестанский аул») стремится вдохнуть жизнь в покинутую крепость — с тем чтобы сюда вернулись люди.
В Кала-Корейше время словно меняет свой ход, являя взорам пытливых гостей картины из разных периодов и эпох. Вот древнейшая на территории России мечеть, построенная в IX веке, ныне она разрушена более чем наполовину. Резные створки одной из ее дверей в настоящее время хранятся в «Дагестанском ауле», другой — в Дагестанском государственном объединенном историко-архитектурном музее.
Рядом с мечетью расположен мавзолей местных правителей уцмиев (от арабского «знатный»). Надгробья выполнены в уцмийском стиле (это особая техника резьбы по камню) и расписаны священными исламскими текстами.
Чуть дальше — старинное кладбище, где захоронены как знатные, так и самые обычные жители. Оно знаменито нетипичными для мусульман надгробьями — каменными саркофагами IX-X веков, украшенными орнаментом и надписями. Исследователи сходятся во мнении, что саркофагами отмечались могилы особенно отличившихся при жизни людей.
У подножия горы, к востоку от Кала-Корейша, сохранились развалины караван-сарая XIV–XV веков. Это сооружение также нетипично для Дагестана той поры, поскольку дагестанцы в поездках всегда останавливались на ночлег у знакомых, а не в гостиницах.
С крепостью Кала-Корейш связана красивая и печальная легенда. Рассказывают, что враги решили пробраться в село, когда все местные мужчины молились в мечети. Но им встретилась молодая девушка на лошади и с собакой, спускавшаяся к роднику. На узкой тропе отважная воительница сдерживала неприятеля. Собака подняла громкий лай, на который сбежались местные жители. Они прогнали незваных гостей, но девушка к тому моменту уже была мертва — ценой своей жизни она спасла соплеменников. И теперь у входа в крепость можно увидеть небольшой курган (считается, что девушка была похоронена именно здесь) и деревце, посаженное в память о храброй защитнице. На него по традиции каждый гость в знак почитания должен повязать платок или кусочек ткани. Существует версия, что эта история — отзвук легенд о кавказских амазонках. В частности, в старинных даргинских песнях (даргинцы — второй по численности дагестанский этнос после аварцев) упоминается о том, что вместе с женщинами хоронили их коней .