Задание 1. Информационные процессы в управлении организацией
Информационные системы для организаций, представляющих органы управления регионального уровня должны обеспечивать информационную поддержку принятия управленческих решений на уровне субъекта Российской Федерации. Они обеспечивают сбор, систематизацию, анализ, хранение и предоставление данных о социально-экономическом развитии региона и эффективности деятельности органов государственной власти субъекта РФ.
Информационное обеспечение деятельности организации, представляющей органы управления регионального уровня направлено на осуществление главной цели: «Обеспечить устойчивое комплексное развитие региона и достойную жизнь его жителям». Для осуществления данной цели и управления социально-экономическим развитием региона организации, представляющей органы управления регионального уровня необходима соответствующая информация - муниципальные информационные ресурсы.
В условиях современности управление развитием социального и экономического характера должно быть реализовано с помощью учета всего набора факторов, которые влияют на общество, учитывать точные расчеты, полное исследование возможностей районов и городов, точную оценку результатов деятельности разных предприятий и организаций. Поэтому для обеспечения высокой эффективности управления необходимо применение новых информационных технологий, которые позволят определить необходимые информационные ресурсы для организации, представляющей органы управления регионального уровня.
Решение финансовых и социально-экономических проблем развития регионов требует комплексной многоплановой информации, которая включает свойства ресурсов земли и природы, объектов градостроительства и инфраструктуры региона, информация о деятельности субъектов хозяйствования, информацию экологии и социальной демографии, территориальные топографические карты.
В то же время организация, представляющая органы управления регионального уровня считается источником информационных ресурсов территории, она формирует и накапливает информацию о своей деятельности. Впоследствии такая информация включается в информационную систему территориального характера. На основании Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» № 154-Ф3 от 28.08.95г., организации, представляющие органы управления регионального уровня определяют доступные для любого информационные ресурсы по поводу деятельности таких органов и принадлежащих им организаций, по поводу применения бюджетных средств и иных государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, а также, в пределах своих возможностей, реализуют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и иным вопросам, которые представляют интерес общества.
На сегодняшний день в организации, представляющей органы управления регионального уровня, спроектирована база данных и созданы автоматизированные рабочие места для работников управления. Последующая автоматизация заключается в интеграции таких информационных ресурсов в единую систему. Основная сложность состоит в том, что необходимые для системы информационные ресурсы включают в себя следующие составляющие: информационные ресурсы государственной и негосударственной форм собственности, разной степени обобщения (первичные и производные, агрегированные), разных предметных областей.
Задание 2. Методические основы применения ИТ в управлении организацией
Для любой организации условием стабильного функционирования считается совершенствование методов управления. Одним из инструментов является внедрение информационных систем и технологий, которые позволяют реализовать эффективное планирование всей хозяйственной и финансовой деятельности и повысить рентабельность организации на 5-15%, снизить риски за счет оперативного получения информации обо всех бизнес-процессах организации, за счет своевременного принятия решений и так далее.
В составе информационной системы должна находиться база данных – специально организованная структура информационных элементов о параметрах и показателях деятельности организации. База данных представляет собой информационную модель управляемого объекта и является источником информации для обоснования и принятия управленческих решений во всех подразделениях организации.
Информационная система должна осуществлять мониторинг и анализ объективных и субъективных данных о состоянии различных сфер жизнедеятельности региона в географической привязке.
Объективные данные:
• статистика;
• социологические опросы;
• данные фактических обращений граждан в диспетчерские и мониторинговые службы и органы государственной власти.
Субъективные данные:
• статьи СМИ;
• аналитические обзоры;
• мнения экспертов о ситуации.
Информационная система должна обеспечивать комплексное решение аналитических и диагностических задач в различных сферах жизнедеятельности региона:
• социально-экономическое развитие;
• демографическая ситуация;
• качество условий проживания (среда проживания);
• природная окружающая среда (экология);
• культурное и духовное развитие;
• и так далее.
Пользователи системы
• первые лица региона, принимающие решения (ЛПР);
• сотрудники подразделений органов государственной власти и муниципальных образований, анализирующие состояние конкретной сферы и участвующие в подготовке аналитических докладов;
• аналитики-администраторы, обеспечивающие подготовку информации для ЛПР;
• эксперты, выполняющие оценку ситуации и готовящие рекомендации для ЛПР по возможным решениям.
Задачи информационной системы:
• сбор, объединение и сопоставление статистической информации, данных социологических исследований, фактических обращений граждан;
• комплексный анализ социально-экономических показателей, политической и экологической обстановки, ЖКХ, культурно-духовного развития населения с использованием комплексных индикаторов, позиционируемых по шкале напряженности;
• предоставление результатов мониторинга ситуации в удобной визуальной форме.
Основная деятельность сотрудников организаций, которые представляют органы управления регионального уровня, связана с обработкой разного рода документов, поэтому первостепенной задачей в автоматизации управления подобных организаций считается реализация электронного документооборота. Внедрение подобной системы позволит использовать квалифицированную электронную подпись для подготовки и согласования документов, обрабатывать документы в электронном виде, разработать единую базу данных и архив. Использование ИС позволит облегчить учет служебной и организационно-распорядительной документации и подготовку регламентированной отчетности.
Кроме автоматизации документооборота, необходимо автоматизировать задачи, которые связаны с деятельностью организации в целом. Подобные ИС позволят осуществить возможности контроля и коррекции главных бизнес-процессов, создав инструменты анализа и планирования взаимодействия с сотрудниками и поставщиками. Большинство подобных систем охватывают процессы бюджетного учета, расчета заработной платы и денежного довольствия, санкционирования расходов, учета заявок от подразделений и формирование на их основе плана закупок, учета и контроля исполнения договоров и государственных контрактов, складского учета вооружения, вещевого имущества и хозяйственного инвентаря, а также планирования в режиме реального времени.