Актуальность темы. Информатизация правоохранительной сферы, основанная на бурном развитии информационных систем, сопровождается существенным ростом посягательств на информацию как со стороны иностранных государств, так и со стороны криминальных структур и граждан. Одной из особенностей процесса информатизации является формирование и использование информационных ресурсов, обладающих соответствующими свойствами достоверности, своевременности, актуальности, среди которых важное значение имеет их безопасность.
Отечественный и зарубежный опыт деятельности правоохранительных органов по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений, розыску, задержанию и разоблачение преступников прямо указывает на связь между уровнем информационной поддержки мероприятий по борьбе с преступностью и их результаты.
В условиях роста преступности в обществе, часто приобретающей все более транснациональный характер, постоянное повышение технического и финансового потенциала криминальной среды, совершенствование информационного обеспечения органов внутренних дел все больше становится одним из основных направлений повышения эффективности работы правоохранительных органов.
Приоритетные направления информатизации органов внутренних дел были определены в «Концепции развития информационно-вычислительной системы МВД России в 2002-2006 гг.», утвержденной приказом Министерства внутренних дел России в июне 2002 года.
В самом деле, эта Концепция определила стратегию информационной безопасности МВД России. Основной намеченной целью было стремление выработать основные направления и механизмы повышения эффективности информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации на основе дальнейшего развития информационной системы МВД России. Концепция представляет официальную позицию Министерства внутренних дел России, совокупность взглядов на основные направления и принципы совершенствования информационного обеспечения отдела внутренних дел.
Реализация Концепции позволило активизировать научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность в системе Министерства внутренних дел России, концентрируя его на комплексное решение приоритетных задач борьбу против преступности, укрепление общественного порядка и общественной безопасности, создал основу для перехода в будущем к созданию единого информационного пространства ОВД.
Информационно-вычислительные системы МВД России – это комплекс программных, технических, информационных, организационных средств для систем передачи данных, технологий их использования и предназначены они для информационной поддержки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
Целью развития ИВС МВД России эффективного, устойчивого и безопасного информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в процессе решения стоящих перед ними проблем.
Читать дальше
На сегодняшний день информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, ведь информация – один из самых ценных ресурсов, поэтому необходимо, прежде всего, изучить понятие термина «информация», рассмотреть классификацию информационных технологий, направления использования и применения информации.
Человеческое общество пришло к такому времени, когда информация и ее источники уверенно вошли в повседневную жизнь, ведь нельзя представить себе современную жизнь без присутствия в ней потока информационных данных.
Информация достаточно дорого ценится в наше время, особенно, если она своевременная и содержит нужные сведения. Поэтому наблюдается значительный отток кадров из производственной сферы в информационную.
Информация, в переводе с латинского «informatio» – изложение, осведомленность, – данные или сведения об окружающем нас мире, явлениях, их свойствах, которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний о них .
Информационная система – это прежде всего система, а значит, совокупность чего-либо. Ее составляющие часто могут существовать и по отдельности, однако наибольшую пользу приносят, взаимодействуя друг с другом. В данном случае понятие информационных систем – совокупность аппаратных, программных средств и персонала, направленная на ввод, хранение, обработку и использование данных.
Со временем понятие «информация» стало приобретать оттенок современных высоких технологий и разработок, что привело к появлению аббревиатуры «ИТ» – информационные технологии. Использование информационных технологий – это неотъемлемый процесс повседневной жизни, вне зависимости от того, идет речь об отдыхе или о работе. Для понимания важности ИТ на сегодняшний день обратимся к понятию этого явления.
Читать дальше
Одной из первостепенных задач для государства является информатизация ОВД. До сих пор в этом направлении были сделаны следующие шаги разработана и функционирует Единая система ЕИТКС МВД России созданы отдельные счета АИС в различных направлениях автоматизированного сбора и обработки статистической информации. Правительство Российской Федерации дальнейшей разработки стратегий для внедрения и использования ИКТ в Министерстве внутренних дел России до 2012 года. С 2005 года началась реализация Программы «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» (ЕИТКС МВД России).
В рамках одной из ее подпрограмм «Реконструкция и техническое перевооружение информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ» к 2006 году была также проведена реконструкция узлов связи, АТС федеральном и региональном уровне. В столицах республик, краевых и областных центрах между здания ОВД были проложены волоконно-оптические линии связи, что позволяет развивать инфраструктуру АТС, в том числе цифровой радиосвязи, видеонаблюдения, навигации и др.
Цифровые каналы связи к ЕИТКС подключены как подразделение департамента в субъектах Российской Федерации и города (или района) АТС, дислоцированных в республиканских, краевых и областных центрах, а также подразделения департамента внутренних дел на транспорте, Федеральной миграционной службы, расположенные в отдельных корпусах. Организация высокоскоростных магистральных цифровых каналов связи E1 (2 Мбит/с) регионы с главного коммутационного узла Министерства внутренних дел России. Обеспечена возможность проведения видеоконференций в 66 регионах. Техническое перевооружение 73 региональных информационных центров и 9 информационных центров управления внутренних дел на транспорте.
Читать дальше
Существующие в МВД России оперативно-справочные информационные ресурсы позволяют получать необходимые данные о задержанных лицах, еще неустановленных преступниках и т.д. Их отличительной особенностью является наличие большого количества записей при относительно кратком, справочном описании объекта учета .
Оперативно-справочные информационные ресурсы (оперативно-справочные учеты) включают в себя пофамильную и дактилоскопическую базы данных российских граждан и иностранцев, обвиняемых в совершении преступлений, осужденных или разыскиваемых. Эти базы данных централизованно-местные.
В централизованной базе данных, которая ведется ГИАЦ МВД РФ, содержатся сведения об осужденных на всей территории России к исключительной мере наказания и лишению свободы, независимо от состава преступления и срока наказания, осужденных к лишению свободы условно, осужденных в иностранном государстве и переданных России, а также о лицах, объявленных в розыск. Учет осуществляется в виде двух параллельных и взаимосвязанных пофамильной (алфавитной) и отпечатков пальцев на основе десятипальцевой дактилоскопической регистрации в системе.
В местных базах данных, формируемых в автономных республиках, краях и областях, кроме сведений, перечисленных выше, содержатся данные о гражданах, совершивших преступления или отбывающих наказание на территории конкретной республики, края, области. Учет осуществляется в виде двух параллельных и взаимосвязанных картотек: пофамильной (алфавитной) и дактилоскопической, основанной на десятипальцевой дактилоскопической системе регистрации.
Читать дальше
Криминалистические учеты – это научно обоснованная специфическая деятельность органов внутренних дел, осуществляемая на основании законов и подзаконных актов и заключающаяся в определении, фиксации, сосредоточении, систематизации, хранении, выдачи и использовании в установленном порядке различных объектов, материально фиксированных отображений их признаков, или других сведений о них, либо информации, имеющей криминалистическое значение в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Объектами криминалистических учетов являются:
• лица определенных категорий и сведения о них, (например, задержанные в качестве подозреваемых в совершении преступлений, склонные к совершению преступлений, обвиняемые, осужденные, скрывшиеся с мест совершения преступлений, без вести пропавшие, неизвестные больные);
• неопознанные трупы людей;
• похищенные, утерянные и выявленные объекты: огнестрельное оружие, предметы антиквариата, номерные вещи и т.д.;
• животные (похищенные, изъятые, бесхозные) и их трупы;
• различного рода следы (рук, ног, транспортных средств, орудий взлома и инструментов, применения огнестрельного оружия и т.д.);
• нераскрытые преступления, (события, факты, обстоятельства, связанные с правонарушениями);
• способы совершения преступлений;
• другие объекты и обстоятельства, имеющие значение для раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.
Важной составной частью криминалистических учетов является регистрация признаков и свойств различных объектов.
Читать дальше
Применение компьютеров в значительной мере увеличивает скорость исполнения экспертной деятельности и снижает вероятность ошибок. Основным направлением в этой области считается создание автоматизированного рабочего места эксперта по различным видам правоохранительной деятельности, автоматизированных банков данных экспертной информации (автоматизированных информационных систем) и соответствующих программных комплексов для экспертных задач.
Можно выделить примеры типичных автоматизированных информационных систем (АИС) и банков криминальных данных. Например, пулегильзотеки – применяемые для идентификации оружия по пулям и гильзам. Таковыми являются АИС «Модель оружия», «Патрон». Дактилоследотеки (АДИС) – для анализа снятых на дактилокартах отпечатков пальцев с места происшествия. Принадлежность отпечатков конкретным лицам устанавливается экспертом.
Оптимальная организация Объединенных AFIS (по всему региону) должна иметь два уровня :
• первый уровень состоит из центрального сервера и рабочих станций, часть из которых размещается в городских АТС. Базы данных в виде дактилокарт и следов на месте преступления, хранятся и обрабатываются центральным stationo который имеет соответствующее оборудование и программное обеспечение для их обработки. Из-за большого объема передачи графической информации с мест на центральном сервере, чтобы лучше выполнять не с помощью модемной связи, и с помощью DVD-дисков или флэш-накопителей;
• второй уровень состоит из местных AFIS в отдаленных от областного центра города, ОВД, связанные с Центральной региональной АДИС для обмена информацией из баз данных и проведения поисковых запросов
Читать дальше
Информационные технологии не стоят на месте и, по мере их развития, в значительной мере была облегчена и работа МВД в области розыска пропавших лиц, объявление в розыск лиц, скрывающихся от правосудия.
Федеральный розыск объявляется правоохранительными органами в том случае, когда исчерпаны меры, принятые местным розыском, а цели этих мероприятий не достигнуты.
Федеральный розыск преступников подразумевает целый комплекс действий разного характера, а именно, органы внутренних дел проводят оперативно-розыскную, информационную, справочную, оперативную работу, целью которой является обнаружение разыскиваемого лица. В работе органы используют любую информацию адресного бюро, сигнальную систему всех информационных центров УВД, МВД, а также всех регионов, входящих в состав РФ.
Существует категория лиц, которые объявляются немедленно в Федеральный Розыск России, как только принимается процессуальное решение, разрешающее производство розыска. К таким лицам относятся:
• лица, обвиняемые в совершении тяжких и особо тяжких преступлений;
• вооруженные преступники;
• преступники, сбежавшие из мест лишения свободы;
• преступники, сбежавшие из-под стражи;
• лица, у которых было обнаружено вещество, способное нанести вред здоровью и жизни людей.
Лица, которые без вести пропали вместе с автомобилем, объявляются в федеральный розыск посредством заведения розыскного дела, которое сопутствуется шифрограммой.
Читать дальше
Итак, в ходе выполнения исследования в работе было установлено, что информационные технологии предназначены для отражения процессов, связанных с данными. В них содержатся такие операции, как: сбор их, регистрация, обработка и хранение, а также поиск, накопление, анализ, генерация, передача и распространение.
Проблемы использования информационных технологий в настоящее время является одной из важнейших проблем для руководителей любого уровня. Высококачественное обеспечение деятельности возможностями информационного обслуживания, сами, применяемые информационные технологии в профессиональной деятельности, позволяют руководителям принимать наиболее эффективные решения.
Широкое применение новых информационных технологий в деятельности органов внутренних дел со временем будет поднят на более высокий уровень, но пока их использование осуществляется лишь с учетом, в частности, при появлении новых видов преступлений, таких как терроризм, в том числе самоубийство), захват заложников, похищение людей, производства и продажи контрафактной продукции и других
Важнейшей задачей здесь является создание оборудования и программного обеспечения, требуется решить множество юридических проблем пользователям, которые не являются специалистами в области прикладной информатики, т.е. с наиболее удобный для пользователя интерфейс. Такая задача является одной из сложных на сегодняшний момент, но вполне выполнимой.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. – 2006. – № 31 (часть I). – Ст. 344
2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. – 2006. – № 31(ч.1). – Ст. 3451
3. Варфоломеев, А.А. Основы информационной безопасности: Учебное пособие / А.А. Варфоломеев. – М.: РУДН, 2008. – 412 с.
4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. // Российская газета от 28.09.2000. – № 187
5. Информатика и математика для юристов: Учебное пособие / Под ред. Х.А. Андриашина, С.Я. Казанцева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 463 с.
6. Ковалева, Н.Н. Информационное право России: Учебное пособие / Н.Н. Ковалева. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 359 с.
7. Концепция обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] // http://etkovd.ucoz.ru/ zakoni/2012/169ot14_03_2012.rar
8. Резин, А.В. Проблемные вопросы в области обеспечении единой технической политики при внедрении средств автоматизации в органах внутренних дел / А.В. Резин // Всероссийское совещание-семинар руководителей подразделений связи МВД России (12-14 сентября 2006 года, г. Новосибирск) [Электронный ресурс] // http://www.mvd. informost.ru/
9. Минаев, В.А. Правовое обеспечение информационной безопасности: Учебник / В.А. Минаев, А.П. Фисун, С.В. Скрыль и др. – Воронеж: Воронежский институт МВД, 2008. – 368 с.
10. Шаньгин, В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: Учебное пособие / В.Ф. Шаньгин. – М.: НФРА-М, 2008. – 416 с.
Читать дальше