Принципы государственного строя в зарубежных странах закрепляются по общему правилу в их конституциях, которые регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. Следовательно, понятие конституции можно сформулировать так: конституция – это единый основной нормативный правовой акт или (реже) совокупность нескольких государственных нормативных правовых актов, определяющих главные устои политической, экономической, социальной, правовой и иной организации общества .
Приводят и иные формулировки, в которых выделяют тот или иной элемент общественных отношений, например: конституция – это система правовых норм, имеющих высшую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы организации самого государства .
Как основной закон государства конституция – явление относительно новое. Такого рода акт не был нужен в феодальном обществе.
Юридическая конституция – это система правовых норм, регулирующих основы устройства государства, общества и положения человека в них. Эти нормы обладают наивысшей среди норм внутреннего права юридической силой и изменяемых в определенном порядке.
Фактическая конституция – это реальное, существующее в действительности устройство общества и государства и положение в них человека. Юридическая конституция может более или менее точно отражать фактическую, соответствовать ей, а может ей противоречить. В первом случае юридическая конституция является реальной, а во втором - фиктивной.
Читать дальше
Под избирательной системой обычно понимается система юридически установленных правил, определяющих порядок установления результатов выборов, признания кандидата избранным в орган государственной власти или местного самоуправления, на государственную или муниципальную должность, а так же распределения мандатов между кандидатами, избранными в представительный орган государственной власти.
Исходя из различий в сложившихся подходах к распределению мандатов, выделяют мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. Суть их в упрощенном изложении состоит в голосовании избирателя за конкретного кандидата или кандидатов (мажоритарная система) либо целиком за список кандидатов, выдвинутый политической партией (пропорциональная).
В рамках каждой из систем можно обозначить определенные виды. Так, в зависимости от установленного законом количества голосов, необходимых для избрания, можно выделить мажоритарные системы:
– относительного большинства (избранным признается кандидат, в поддержку которого отдано количество голосов избирателей большее, чем за других кандидатов; при этом, как правило, не имеет значения общее число избирателей, принявших участие в голосовании);
– абсолютного большинства (для победы на выборах необходимо получить в свою поддержку голоса большинства, то есть свыше 50 процентов избирателей от числа принявших участие в выборах);
– квалифицированного большинства (количество голосов в поддержку кандидата, необходимых для победы, устанавливается на уровне, превышающем квалифицированное большинство). В двух последних случаях, если ни один из кандидатов не набрал требуемое большинство голосов, возможно проведение второго тура выборов .
Читать дальше
23 мая 1949 г. в Бонне на Рейне Парламентский совет установил, что принятый Парламентским советом 8 мая 1949 г. Основной закон Федеративной Республики Германия был одобрен в течение недели с 16 по 22 мая 1949 г народными представительствами более чем двух третей германских земель. Основываясь на этом, Парламентский совет в лице своих председателей завершил оформление и обнародовал настоящий Основной закон в «Вестнике федеральных законов» в соответствии с абз. 3 ст. 145.
Действующий Основной закон ФРГ — это четвертая в истории Германии Конституция. Данный акт был принят Парламентским советом — своеобразным учредительным собранием, в состав которого входили представители, избранные ландтагами (парламентами) западногерманских земель трех оккупационных зон, находившихся под управлением Великобритании, США и Франции. После ратификации Основного закона большинством земель, вошедших в состав ФРГ (за исключением Баварии, которая отвергла его за чрезмерный нейтрализм), он вступил в силу 23 мая 1949 г.
Основной закон Германии состоит из преамбулы, в которой установлено «Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, воодушевленный стремлением в качестве равноправного члена идущей по пути объединения Европы служить всеобщему миру немецкий народ, исходя из своей конституирующей власти, принял настоящий. Основной закон Немцы в землях Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Ангальт, Шлезвиг-Гольштейн и Тюрингия на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии. Посему настоящий Основной закон имеет силу для всего немецкого народа» .
Читать дальше
1. Андреева Г.Н. Избирательное право в России и в зарубежных странах : учебное пособие / Г.Н.Андреева, И.А.Старостина. – М. «Норма». 2010. – 592 с. С.116.
2. Берлявский Л.Г. Государственная власть и местное самоуправление в Израиле // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 1. С. 39 - 46.
3. Ильин Ю.Д. Государственное (конституционное) право зарубежных И 35 стран: Курс лекций. — М.: ЮРКОМПАНИ, 2010. — 432 с. С. 35.
4. Кананыкина Е.С. Правовая система Канады: ее отличие от стран Содружества // «Международное публичное и частное право», 2009, N 2.
5. Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Курс лекций. -M.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС); Книжный мир, 2008. - с.181
6. Осавелюк А.М. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.М. Осавелюк. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 511 с. С. 61.
7. Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 181—234.
8. Федорова О.О. Историко-правовые аспекты объединения Германии // История государства и права. 2009. N 21. С. 34 - 35.
Читать дальше