17. Понятие личности. Подходы к пониманию личности, движущие силы развития личности.
Личностью можно назвать человека, который достиг такого уровня социального развития, который позволяет ей находить и выбирать среди ценностей культуры личностные смыслы, сознательно, самостоятельно и ответственно действовать согласно выбранным смыслами.
Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и степенью отдачи обществу, посильным вкладом в сокровищницу материальных и духовных ценностей - с другой.
Личность более значима тогда, когда в своих качествах и деятельности отражает тенденции общественного прогресса, когда Ее деятельность имеет неповторимый характер, то есть тогда, когда она является индивидуальностью.
18. Факторы развития личности, их характеристика, взаимосвязь. Закономерности развития личности.
Долговременные исследования человеческого развития позволили установить общую закономерность: развитие человека детерминируется внутренними - физиологическими и психическими свойствами организма - и внешними условиями: окружением человека, средой, в которой он живет и развивается. На фоне этих условий выступают действующие силы - факторы. Установлено, что процесс и результаты человеческого развития определяются общей взаимодействием трех основных факторов- наследственности, среды и воспитания.
Наследственность — это совокупность определенных задатков, получаемых от обоих родителей при зачатии и способных передаваться от поколения к поколению.
Под средой понимают реальную действительность, в условиях которой происходит развитие человека.
В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.
Социализация является процессом и результатом усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с совместной деятельностью людей и их общением.
Усвоение социального опыта происходит субъективно; восприятие тех же факторов может быть различным, разные люди могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт.
Кроме социализации и культурной идентификации в становлении личности действует механизм персонализации.
19. Педагогический процесс: сущность, структура, этапы, целостность педагогического процесса.
Педагогический процесс - это динамическое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели.
Педагогическое взаимодействие своеобразно; его содержание и способы определяются задачами воспитания и обучения людей.
Педагогический процесс характеризуют: цель, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитанников, достигнутые при этом результаты.
Педагогический процесс является не механическим сочетанием этих процессов, а новым качественным образованием, в котором все составляющие процессы подчиняются единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается в наличии общего и сохранении специфического.
20. Характеристика закономерностей педагогического процесса, условия его развития.
Среди общих закономерностей педагогического процесса существенными являются:
1. Закономерность обусловленности педагогического процесса потребностями общества и личности, возможностями общества, условиями протекания процесса.
2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от наследственности, воспитательной и учебной среды, привлечения к учебно- воспитательной деятельности, средств и способов педагогического воздействия.
3. Закономерность управления педагогическими процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между воспитанником и педагогом; обоснованности и характера корректирующих воздействий на воспитанников.
4. Закономерность стимулирования.
5. Закономерность единства чувственного, логического и практического в педагогическом процессе.
6. Закономерности единства внутренней и внешней деятельности.
7. Закономерность единства задачи, содержания, организационных форм, методов и результатов воспитания.