1. Профессия педагога, ее возникновение и развитие, значение труда учителя 2. Функции педагога. Особенности труда учителя. 3. Педагогическая деятельность, ее структура и содержание. 4. Педагогическая культура, ее компоненты. 5. Профессиограмма учителя. 6. Авторитет педагога, виды ложного авторитета. Пути формирования авторитета. 7. Педагогическое мастерство, его компоненты. 8. Профессиональная компетентность ее структура. 9. Педагогическое общение. Стили общения. Коммуникативная культура педагога. 10. Педагогика, как наука. Ее предмет, объект, задачи основные категории. Система педагогических наук. 11. Понятие о методологии педагогической науки. Общая характеристика методов исследования, требования к методам. 12. Логика научного исследования. 13. Эксперимент, его виды и требования к нему. 14. Наблюдение, как метод исследования. 15. Опросные методы исследования. 16. Теоретические методы исследования. 17. Понятие личности. Подходы к пониманию личности, движущие силы развития личности. 18. Факторы развития личности, их характеристика, взаимосвязь. Закономерности развития личности. 19. Педагогический процесс: сущность, структура, этапы, целостность педагогического процесса. 20. Характеристика закономерностей педагогического процесса, условия его развития. 21. Социальная педагогика: объект, предмет, функции, основные категории социальной педагогики. 22. Сущность процесса социализации. Факторы социализации личности. 23. Структура социальной педагогики. Принципы социальной педагогики. 24. Содержание деятельности социального педагога. 25. Общие основы семейной педагогики. 26. Основные направления деятельности социального педагога. 27. Современные проблемы семейного воспитания, типичные ошибки семейного воспитания. 28. Типы семей и их влияние на воспитание детей в семье. Принципы семейного воспитания.
ургпу

Педагогика

билеты к экзаменам
Педагогика
5 страниц
71% уникальность
2013 год
18 просмотров
Почапская О.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
1
2
Фрагмент текста
1. Профессия педагога, ее возникновение и развитие, значение труда учителя Термин «педагогика» получил свое название от греческих слов paidos - ребенок и ago - вести. В дословном переводе paidagogos означает «предводитель детей». Педагогом в Древней Греции называли раба, который брал за руку ребенка своего хозяина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем значении: для определения искусства вести ребенка в течение жизни, то есть воспитывать, обучать, давать образование. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. С середины XX века человечество поняло, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. В связи с этим в некоторых странах вместо термина «педагогика» употребляют термины «Андрагогика» (от греч . Andros -мужчина и ago - вести ) и «антропогогика» (от греч. Antropos - человек и ago - вести ). Педагогика расширила свои границы и охватила воспитания человека в целом. Современная педагогика - это наука о воспитании человека. Под понятием «воспитание» в данном случае подразумеваются образование, обучение и развитие, то есть принимаем его в самом широком смысле. Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества. Оно неотделимо от социального воспроизводства поколений, естественной потребности готовить к жизни потомков. Именно поэтому воспитание является общей и вечной категорией. Педагогические представления, знания складывались в практическом опыте. По свидетельству наскальных рисунков задолго до человеческой цивилизации воспитания детей осуществлялось путем включения их в жизнь рода или семьи. В некоторых племенах стали возникать своеобразные «школы», где старики готовили подростков ко взрослой жизни. Педагогические знания систематизировались в виде выводов, советов, рекомендаций и существовали в народных обычаях, обрядах, традициях, народном творчестве. Развитие и усложнение производства, накопления научных знаний об окружающем мире требовали от человека специальной, достаточно длительной подготовки. Образование и воспитание стали важнейшей предпосылкой развития человека. Возникла потребность в педагогических знаниях, которые базировались бы не на эмпирических, субъективных представлениях людей, а на обобщении типичного, характерного, т.е. знаниях объективных, научных. Первые научные педагогические обобщения входили в состав философии, ибо в философии того времени аккумулировались все знания о природе, человеке, обществе. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Теоретиками педагогики были выдающиеся греческие мыслители: Демокрит ( 460-370 гг до н.э.), Сократ ( 469-399 гг. н.э.), Платон ( 427-347 гг. н.э.), Аристотель ( 384-322 гг. н.э.), в трудах которых было немало глубоких мыслей по вопросам воспитания человека, формирования его личности. На основе своей атомистической теории Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Его крылатые афоризмы, пережившие века, и сегодня наполнены глубоким смыслом: «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу».
Читать дальше
Управление педагогическим процессом осуществляет учитель. Именно он определяет цели и задачи процесса в конкретных условиях, программирует развитие личности ученика, обосновывает систему педагогических средств, форм, методов, их этапность, направленность на решение конкретных педагогических задач. Деятельность, которую выполняет учитель, называют педагогической. Педагогическая деятельность - это особый вид социальной деятельности, который предполагает передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Основными видами педагогической деятельности, осуществляемой в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа. С момента возникновения педагогической профессии за учителем закрепилась прежде воспитательная функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Поэтому воспитательная работа является педагогической деятельностью, направленной на решение задач всестороннего гармонического развития личности путем организации воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников. Осложнения процессов общественного производства, развитие способов познания и бурный рост научных знаний в обществе вызвали потребность в специальной передаче знаний, умений, навыков. В связи с этим из области «чистого» воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция — обучающая. Преподаванием стал вид воспитательной деятельности, в основном направлен на управление познавательной деятельностью учащихся. Специфика педагогической деятельности проявляется прежде всего в том, что по своей природе она гуманистический характер. В целостном педагогическом процессе учитель решает две задачи - адаптации и гуманизации. Адаптивная функция связана с подготовкой ученика, воспитанника к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. Субъектом педагогической деятельности является учитель, воспитатель, инструментом влияния которого является его личность, знания, умения, чувства, воля. Специфическим является и объект ( предмет) педагогического труда. В педагогической деятельности ученик выступает не только ее объектом, но и субъектом, поскольку педагогический процесс считается продуктивным только при условии сочетания элементов самовоспитания и самообучения ученика.
Читать дальше
17. Понятие личности. Подходы к пониманию личности, движущие силы развития личности. Личностью можно назвать человека, который достиг такого уровня социального развития, который позволяет ей находить и выбирать среди ценностей культуры личностные смыслы, сознательно, самостоятельно и ответственно действовать согласно выбранным смыслами. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и степенью отдачи обществу, посильным вкладом в сокровищницу материальных и духовных ценностей - с другой. Личность более значима тогда, когда в своих качествах и деятельности отражает тенденции общественного прогресса, когда Ее деятельность имеет неповторимый характер, то есть тогда, когда она является индивидуальностью. 18. Факторы развития личности, их характеристика, взаимосвязь. Закономерности развития личности. Долговременные исследования человеческого развития позволили установить общую закономерность: развитие человека детерминируется внутренними - физиологическими и психическими свойствами организма - и внешними условиями: окружением человека, средой, в которой он живет и развивается. На фоне этих условий выступают действующие силы - факторы. Установлено, что процесс и результаты человеческого развития определяются общей взаимодействием трех основных факторов- наследственности, среды и воспитания. Наследственность — это совокупность определенных задатков, получаемых от обоих родителей при зачатии и способных передаваться от поколения к поколению. Под средой понимают реальную действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др. Социализация является процессом и результатом усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с совместной деятельностью людей и их общением. Усвоение социального опыта происходит субъективно; восприятие тех же факторов может быть различным, разные люди могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. Кроме социализации и культурной идентификации в становлении личности действует механизм персонализации. 19. Педагогический процесс: сущность, структура, этапы, целостность педагогического процесса. Педагогический процесс - это динамическое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели. Педагогическое взаимодействие своеобразно; его содержание и способы определяются задачами воспитания и обучения людей. Педагогический процесс характеризуют: цель, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитанников, достигнутые при этом результаты. Педагогический процесс является не механическим сочетанием этих процессов, а новым качественным образованием, в котором все составляющие процессы подчиняются единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается в наличии общего и сохранении специфического. 20. Характеристика закономерностей педагогического процесса, условия его развития. Среди общих закономерностей педагогического процесса существенными являются: 1. Закономерность обусловленности педагогического процесса потребностями общества и личности, возможностями общества, условиями протекания процесса. 2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от наследственности, воспитательной и учебной среды, привлечения к учебно- воспитательной деятельности, средств и способов педагогического воздействия. 3. Закономерность управления педагогическими процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между воспитанником и педагогом; обоснованности и характера корректирующих воздействий на воспитанников. 4. Закономерность стимулирования. 5. Закономерность единства чувственного, логического и практического в педагогическом процессе. 6. Закономерности единства внутренней и внешней деятельности. 7. Закономерность единства задачи, содержания, организационных форм, методов и результатов воспитания.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Психология
Количество страниц:
5
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Психология
исследование, аналитическая работа
Влияние интернета на сознание и мышление людей
Количество страниц:
6
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Философия
доклад
Типовой портрет российского убийцы серийника на примере лжедмитрия из Балашихи
Количество страниц:
15
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Юридическая психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image