Правительство — орган исполнительной и распорядительной государственной власти общей компетенции, осуществляющий свою деятельность коллегиально. В состав правительства входят руководители центральных ведомств (министры), ведающих определенной сферой исполнительно-распорядительной деятельности (оборона, внешняя политика, финансы). Иногда в состав правительства включаются представители нижестоящей администрации — заместители министров. В состав правительства часто включаются лица, не возглавляющие определенное ведомство, а выполняющие отдельные поручения премьер-министра (министры без портфеля).
В некоторых государствах в состав правительства входят министры, возглавляющие не определенную сферу общественных отношений, а управляющие крупными региональными структурами. Например, в Великобритании — министры по делам Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. В некоторых государствах (Бразилия, Мексика, США) такого коллегиального органа формально нет, поскольку министры, каждый в отдельности, подчинены президенту.
Конституции могут давать разные названия правительствам, его членам и главам правительства. Например, Конституция Японии называет правительство кабинетом, Конституция КНР называет его Государственным советом, КНДР — Административным советом, ФРГ — федеральным правительством, Чехии — правительством. Конституция Франции устанавливает два названия: совет министров и кабинет министров и т.д.
Конституции употребляют различные термины для обозначения членов правительства. Так, в Японии член кабинета называется государственным министром, в Португалии, Франции, Венгрии это же название употребляется для обозначения заместителей премьер-министра, в Норвегии так называют главу правительства, а в Великобритании — первого заместителя министра (государственного секретаря). Зато в Греции государственный секретарь является первым заместителем министра. В США, наоборот, государственным секретарем называют министра иностранных дел и т.д.
Читать дальше
Содержание и формы конституционного контроля в различных правовых системах неодинаковы. Конституционный контроль, являясь специфической функцией обеспечения верховенства Конституции, не может быть основной функцией органов, наделенных полномочиями по принятию правовых актов, которые, в свою очередь, могут стать объектами конституционного контроля. Следовательно, конституционный контроль могут осуществлять лишь те органы, которые в силу своей независимости от публичных властей способны наиболее беспристрастно разрешать правовые конфликты.
Этим полномочием не могут обладать те институты общественного организма, которые имеют законодательную или исполнительную функции. Конституционный контроль выступает в сфере сдержек и противовесов, и главной его задачей являются обнаружение, оценка и восстановление нарушенного равновесия. Конституционный контроль не допускает иррационального воспроизводства функциональных нарушений или накопления отрицательной общественной энергии, которая, набирая критическую массу, может привести к новому качеству взрывным способом. На практике это выбор между динамичным, эволюционным или революционным развитием. Конституционный контроль призван исключить революционность и общественные катаклизмы.
Разделение властей и укоренение четкой системы сдержек и противовесов, обеспечение с их помощью согласованной работы законодательной, исполнительной и судебной властей предполагало внедрение эффективной системы для решения споров, возникающих между различными ветвями власти. Опыт европейских стран свидетельствует, что для формирующихся специализированных органов конституционного контроля в послевоенный период эта задача также была одной из основных.
В европейской системе приоритетными являются три основные задачи:
а) обеспечение конституционности нормативных актов и посредством этого сохранение конституционно закрепленного функционального равновесия самостоятельных ветвей власти;
б) четкое регламентирование решения спорных вопросов, появляющихся между различными органами власти по вопросу полномочий;
в) создание наиболее целостной и надежной системы защиты конституционных прав человека.
Другой вопрос - как решались эти проблемы в начале века. По нашему мнению, реальность такова, что осуществление конституционного контроля новой специализированной и централизованной системой обеспечивает постепенное, поэтапное решение этих вопросов, и эта тенденция сегодня лежит в основе внутренней логики развития системы.
Читать дальше
Законодательный процесс в парламенте заключается в рассмотрении в соответствии с установленной процедурой законопроектов, которые могут вноситься в любую из палат. Исключение составляют финансовые законопроекты, вносимые лишь в палату общин. Законопроекты, рассматриваемые в палатах парламента, называются биллями. Условно их можно разделить на три группы:
Публичные билли – законопроекты по вопросам большой общественной значимости, призванные регулировать отношения, представляющие всеобщий интерес. Инициатива внесения публичных биллей принадлежит депутатам обеих палат и депутатам – членам правительства. Законопроекты, внесенные последними, именуются «правительственными законопроектами» и имеют приоритет при рассмотрении.
Частные билли – законопроекты, регулирующие вопросы, затрагивающие интересы определенной социальной группы или населения того или иного региона. Инициатором частных биллей обычно являются местные органы власти или объединения лиц. В отношении частных биллей действует особая процедура рассмотрения и принятия.
Смешанные билли – законопроекты, сочетающие в себе элементы публичных и частных биллей. Признаком смешанного билля является наличие большой общественной значимости и то, что он одновременно затрагивает определенные интересы той или иной социальной группы.
Британский парламент состоит из двух палат: палаты общин и палаты лордов. Комитеты всей палаты представляют собой палату общин в полном составе, заседание которой проводится под руководством избранного председателя при принятии решений конституционного значения. Постоянные комитеты формируются Комитетом по отбору в составе 16 – 50 депутатов для рассмотрения конкретных законопроектов. Число постоянных комитетов не ограничивается законодательством или регламентом палаты общин, которая может принять решение о создании постоянного комитета для рассмотрения любого публичного билля.
Читать дальше
1. Болдырева Е.В. Предназначение судебного конституционного контроля в субъектах федеративных государств (на примере США, ФРГ и РФ) // «Государственная власть и местное самоуправление», 2007, N 11.
2. Ильин Ю.Д. Государственное (конституционное) право зарубежных стран: Курс лекций. — М.: ЮРКОМПАНИ, 2010. — 432 с.
3. Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Курс лекций. -M.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС); Книжный мир, 2008.
4. Осавелюк А.М. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.М. Осавелюк. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 511 с.
5. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.pe-a.ru/uk/process
Читать дальше