1. Дать характеристику шкал отношений (релятивных, или пропорциональных).
Шкала отношений. Эта шкала отличается от шкалы интервалов только тем, что в ней строго определено положение нулевой точки. Благодаря этому шкала отношений не накладывает никаких ограничений на математический аппарат, используемый для обработки результатов наблюдений. По шкале отношений измеряют и те величины, которые образуются как разности чисел, отсчитанных по шкале интервалов. Так, календарное время отсчитывается по шкале интервалов, а интервалы времени — по шкале отношений.
2. Дать характеристику номинальных (ординарных) шкал.
Номинальная шкала используется для регистрации самого низшего уровня измерений, предполагающего наличие минимальных предпосылок для измерения. При измерениях на данном уровне практически не используются числа. Здесь важно установить подобие или различие объектов по некоторому признаку, т. е. при этом имеют дело с качественными данными. Пример.
- Перечень фирм, занимающихся производством грузовых и легковых автомобилей, автомобилей специального назначения, автобусов; отличительные признаки автомобилей являются примерами величин номинальной шкалы.
3. Дать характеристику частоты.
Частота – это величина, показывающая, как часто повторяется какое-либо действие за определенный промежуток времени.
Частоты — это абсолютные числа, показывающие столько раз в совокупности встречается данное значение признака, которые обозначают . Сумма всех частот равна должна быть равна численности единиц всей совокупности.
4. Приемы наглядного представления социологических данных.
Наиболее наглядными, и поэтому часто используемыми, являются следующие виды диаграмм: столбиковая, линейная, круговая (секторная).
Динамику изображают радиальные диаграммы, строящиеся в полярных координатах. Чаще всего эти диаграммы применяются для иллюстрации сезонных колебаний. Также используются социограммы - специальное графические (схематическое) изображения результатов социометрического исследования взаимоотношений людей, проведенного по одному или нескольким тестовым критериям.
Читать дальше