Виктор Фёдорович Шаталов был одним из наиболее известных педагогов новаторов. В 1990 году ему было присвоено звание народного учителя СССР. Кроме того Виктору Фёдоровичу были присвоены звания почётный доктор академии педагогических наук Украины, заслуженный учитель Украины.
В.Ф. Шаталов родился 1 мая 1927 года. Начиная с 1951 года, работал в школе преподавателем математики и директором. В связи с тем, что в системе образования существовало много проблем, он начинает вести с 1956 года экспериментальную работу с учащимися. В результате этих экспериментов им была сформирована эффективная система обучения. В 1987 году стал заведующим лаборатории проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса в НИИ содержания и методов обучения академии педагогических наук СССР в Донецке.
Виктор Фёдорович Шаталов является автором системы обучения, в основе которой лежит применение опорных сигналов в процессе учебной деятельности. Уникальность данной методики заключается в том, что весь учебный материал показан в вебрально-графической форме. В своей работе он использовал технологию сотрудничества, а так же применял игровые формы занятий. Им было написано более 30 книг, которые стали известны далеко за пределами страны. Эти книги были переведены на 17 языков мира [2].
Он осуществил перевод на эту систему многих учебных дисциплин, доказав этим универсальность разработанной им методики, благодаря этой методике годовой курс учащиеся осваивали за несколько недель. Еще одним показателем эффективности этой методики стало исчезновение двоек.
По мнению Шаталова необучаемых детей не бывает, а плохие знания ребенка это результат низкого профессионализма педагога. Он считал, что основной упор в процессе обучения должен делаться не на заучивание материала, а на его понимание.
Читать дальше
1. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., 1979. - 134 с.
2. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. - М., 1980. - 95 с.
3. Педагоги-новаторы. http://www.altruism.ru/sengine.cgi/13/41/23
Читать дальше