В конце XX века наша цивилизация вступила в глобальный кризис, который охватил все сферы человеческой деятельности. Глобальный цивилизационный кризис характеризу¬ется множеством проявлений, в том числе и обострением противостояния гуманитарной и естественно-научной культур. Понятие культуры обозначает универсальное отношение че-ловека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Это совокупность всех ма¬териальных и духовных ценностей созданных человечеством.
Мир культуры окружает каждого. Каждый человек погружен в море предметов чело¬веческой культуры. Более того, индивид биологического вида «человек разумный» стано¬вится человеком постольку, поскольку он усваивает выработанные предыдущими поколе¬ниями людей формы деятельности по производству и использованию предметов культуры. В семье, в школе, в высшем учебном заведении, на работе, в общении с другими людьми мы осваиваем систему различных предметных областей культуры. Только на этом пути человек изменяет сам себя, развивает свой внутренний духовный мир, свои знания, интересы, навы¬ки, умения, мировоззрение, ценности, потребности. Чем выше степень освоения человеком достижений культуры, тем больший вклад он может внести в ее дальнейшее развитие.
Мир человеческой культуры возник на основе мира природы, поэтому он существует не рядом с ним, а внутри него. Каждый элемент человеческой культуры можно разложить на два компонента: природную основу и социальное содержание. Эта двойственность стала причиной возникновения двух видов культуры: естественно-научной и гуманитарной. Есте¬ственно-научная культура включает в себя знания о природе, природных свойствах и свя¬зях, то есть все то, что существует независимо от человека. Основу первого вида культуры составляют естественные науки, технические изобретения, производственные технологии. Гуманитарная культура охватывает явления, в которых представлены свойства и связи са¬мих людей, то есть знания о том, что создано человеком, как существом социальным. В культуру второго вида входят гуманитарные науки, а также религия, мораль, право.
Цель эссе – определить особенности общности и различий естественно-научной и гуманитарных культур.
Объект - естественно-научная и гуманитарная культура.
Предмет – общность и различия естественно-научных и гуманитарных культур.
Задачи:
1. Определить особенности гуманитарной культуры.
2. Определить специфику естественно-научной культуры.
3. Определить общность и различия естественно-научных и гуманитарных культур.
Читать дальше
Основы европейской цивилизации были заложены в античной Греции. Для греческой культуры характерно целостное миропонимание, непротивопоставление материального и духовного, поэтому две культуры в то время существовали как единое целое. В период ран¬него Средневековья начинает доминировать духовная компонента. Религиозный характер средневековой культуры накладывал значительный отпечаток на развитие научного знания, так как само образование было монополизировано церковью, а наука, в основном, играла роль служанки богословия. В эпоху Возрождения вновь достигается равновесие между ду¬ховной и материальной культурой, но позднее, с утверждением научного рационального ме¬тода это единство распадается. В это время в сознании ученых природа и человек со своим духовным миром начинают существовать независимо друг от друга. Эпоха Просвещения завершила формирование классического естествознания и укрепила возникшую разобщен¬ность. В основных областях естествознания - в физике, астрономии, химии, биологии были сформулированы фундаментальные обобщения: законы И.Ньютона и И.Кеплера, уравнения Дж.Максвелла, система химических элементов Д.И.Менделеева и теория эволюции Ч.Дарвина. Познавательные приемы, оказавшиеся эффективными при изучении природных явлений, без изменений решили перенести в гуманитарную культуру. Этим путем пошли естествоиспытатели и философы-позитивисты. Они утверждали, что существует единый универсальный метод познания для всех наук и подчеркивали особое значение логики для построения системы научного знания. Идеалом для всех наук они считали математическую физику. Можно вспомнить слова Леонардо да Винчи, который также утверждал, что «ни од¬но человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математическое доказательство». Сторонники чисто гуманитарного направления, в большинстве своем, полагали, что у них должны быть свои специфические методы исследо¬вания. В итоге это привело к конфронтации, которая в XX веке заметно усилилась.
Читать дальше
В современном понимании естественнонаучная культура является мировоззрением человека, которое воплощено и прогнозируемо теоретически. Данный вид культуры основывается на вере в то, что окружающая действительность существует объектов, вне нашего сознания. Фактически, есетственно-научная культура это система духовных и материальных ценностей, которые созданы человеком на основании объективно существующих явлений действительности. Сюда относят науки, промышленность, сельское хозяйство, быт, медицина и т.п.
Естественно-научная культура позволяет получить фундаментальные представления о структуре и особенностях окружающей действительности, а также о месте в нем человека, тогда как гуманитраная культура, выступая как продолжение естесвенно-научных сведений формируется на этом фундаменте. В связи с данным обстоятельством обращение к изучению естествознания выступает как один из важнейших элементов системы общего образования. Данные знания формируют характер мышления человека, а также способствуют формированию адекватного отношения к окружающей действительности.
Систематическое естественно-научное знание нужно не только для успешной профессиональной деятельности, но также для получения ориентиров в действительности, насыщения достижения наукоемких технологий, а также в освоении наиболее универсальных приемов решения сложных задач, которые выходят за рамки отдельной области профессиональной деятельности.
Естественно-научные знания способствуют развитию способностей, навыков, знаний и умений, которые в дальнейшем могут использоваться в рамках любой профессиональной деятельности. Сами по себе естественно-научные знания важны как составляющие духовной жизни человека.
Читать дальше
Целью естественно-научного познания является описание и объяснение объекта, его качественных и количественных характеристик рационалистическим способом, вне зависимости от общественно-исторических факторов. Окружающий мир отражается в своей собственной логике естественным образом таким, каков он и есть на самом деле. Сам человек в естествознании рассматривается как природный объект равнозначный остальным. Естественные науки идеологически нейтральны, их конечные выводы не отражают интересов отдельных социальных групп.
Главная цель гуманитарно-художественного познания - это интуитивное понимание объекта и выражение своего отношения к нему. Важнейшим объектом познания является человек, который обладает определенной свободой воли, и нет таких объективных законов в природе, которые бы однозначно приписывали ему строго детерминированное поведение. Еще одной отличительной особенностью гуманитарного знания можно считать его идеологичность, так как в нем всегда представлен определенный социально-групповой интерес.
Детальный анализ двух видов культуры показывает, что кроме выявленных различий между ними есть и общие черты. Во-первых, оба вида культуры являются результатом человеческого разума. Во-вторых, они оба формируют соответствующие части мировоззрения. Поскольку мировоззрение - это целостная структура, то гуманитарная и естественнонаучная культура должны взаимодействовать. В-третьих, в настоящее время появилось множество пограничных проблем, решение которых настоятельно требует сотрудничества представителей двух видов культуры. Кроме этого наблюдается заметная корреляция в развитии естественно-научной и гуманитарной культур, так называемая синхронность исторического развития обоих видов культуры. Также, во второй половине XX века выяснилось, что невозможно строго разделить объект и субъект познания. Это наглядно проявляется не только в обществознании, но и в исследованиях природы на уровне микромира.
Читать дальше
Следует отметить, что несмотря на неоспоримость тенденций сближения гуманитарной и естественно-научных культур идет о полном их слиянии. Необходимым и достаточным является разрешение конфликта между ними на основании принципа дополнительности. Естественнонаучные и гуманитарные науки, а также формирующиеся на основании их типы культур отдельны, раздельные, но также они нуждаются друг в друге. Они не столько противоположны, сколько взаимодополняемы. Такого рода неразрывное единство двух культур может обуславливаться несколькими тенденциями, охарактеризуем их:
1. Традиционная дифференциация научного знания, которая характерна для гуманитарных и технических наук, формирует основания для междисциплинарной взаимосвязи.
2. Аппарат современного научного знания приспособлен для реализации различных интегративных представлений, которые обуславливаются внутренней логикой формирования науки, приемов научного мышления, а также универсальных структур деятельности.
3. Разрешение общечеловеческих проблем, которые возникли в конце ХХ века и проявляющиеся сегодня требуют активизации процессов, которые связаны с интегративными тенденциями в рамках структуры науки.
Читать дальше
1. КанкеВ. А.
2. Хасанова А.Г.
3. Базаева М.Г.
Читать дальше