В настоящее время проблема эффективного использования кадровых ресурсов предприятия приобретает большую актуальность. Как раз таки потому, что сплоченная команда профессионалов может стать серьезным конкурентным преимуществом современной организации. Кадры – это и есть предприятие, и от того какого качества они будут, зависит, какой будет эта организация. Кадры в организации нужно грамотно подбирать и рационально использовать. Персонал – это конечно ресурс, но это также и живые люди.
Способность и готовность управленческого персонала предприятия учиться быстрее конкурентов является надежным фактором, который обеспечивает эффективное функционирование организации на рынке труда, а также товаров и услуг. Именно предприятия, которые проводят профессиональную подготовку, а также непрерывное обучение своего управленческого персонала, достигают высокого уровня успешности и конкурентоспособности в условиях современного рынка.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что сегодня в современных условиях достаточно быстрого устаревания профессиональных знаний и умений, именно способность предприятия системно подходить к формированию персонала, а также повышению квалификацию своих сотрудников является главным фактором успеха. Очень быстро изменяются как внешние, так и внутренние условия работы компаний, а это ставит большинство организаций перед необходимостью подготовки сотрудников к работе в совершенно новых условиях.
Хотелось бы отметить, что системный подход является не простым набором определенных положений, а также различных принципов работы менеджеров, а именно определенным способом мышления по отношению к менеджменту, а также к предприятию в целом. Этот подход требует комплексного решения различных задач, а также проблем на предприятии.
Читать дальше
1.1. Понятие развитие персонала
Развитие персонала является одной из ключевых функций системы менеджмента персонала, определяющей и поддерживающей компетенцию сотрудников предприятия на уровне, который необходим для стратегического роста компании.
Можно назвать ряд причин, которые обуславливают инвестиции предприятий в развитие персонала. Это могут быть следующие причины:
желание руководства повысить эффективность работы предприятия на выбранном рынке;
желание руководства иметь в наличии кадры внутри организации для заполнения открытых вакансий;
замещать увольняющихся работников, а также заполнять новые должности, в том числе должности новых руководителей отделов или подразделений компании;
улучшить приверженность и мотивацию персонала компании.
В своей работе П. Юнг определяет развитие персонала следующим образом: «Развитие персонала – это систематический процесс, который ориентирован на формирование работников, отвечающих всем потребностям организации, и, в то же время, на развитие и изучение образовательного и производительного потенциала работников компании».
В трудах других различных ученых и исследователей содержатся следующие определения понятий развития и обучения персонала.
Развитие персонала определяется как комплекс мер, который включает профессиональное обучение, повышение квалификации работников, а также переподготовку и планирование карьеры сотрудников предприятия.
Читать дальше
2.1. Виды обучения персонала
Обычно к основным видам обучения ученые и исследователи относят следующие:
1. Обучение сотрудников на рабочем месте;
2. Обучение сотрудников вне предприятия;
3. Внутрифирменное обучение сотрудников;
4. Различные стажировки.
Рассмотрим указанные виды обучения более подробно.
Обучение на рабочем месте содержит инструктаж, ротацию кадров, наставничество и ученичество.
Инструктаж можно определить как демонстрацию и разъяснение приемов текущей работы непосредственно на рабочем месте сотрудника. Он может проводиться или сотрудником, который давно работает в организации, или специально приглашенным инструктором. Инструктаж является эффективным и достаточно недорогим методом развития простых навыков, и именно поэтому он широко используется на современных предприятиях.
Ротацию можно определить как метод самостоятельного обучения, при котором работник компании временно перемещается на другую должность для освоения новых знаний, умений и навыков. Данный метод достаточно широко используется на предприятиях, где приветствуется идея взаимозаменяемости работников. Помимо непосредственно обучения в результате применения данного метода растет мотивация работников предприятия. Многие компании используют ротацию для стабилизации персонала, в особенности тогда, когда ограничены возможности должностного роста сотрудников по вертикали.
Следующим методом является ученичество и наставничество (коучинг). Он применяется тогда, когда практический опыт играет главную роль в подготовке сотрудника. Этот вид обучения является достаточно эффективным, а в некоторых случаях становится постоянной формой работы менеджера со своими подчиненными. Так, например, в организациях, которые занимаются выездной торговлей менеджер, возглавляющий группу торговых представителей, постоянно выделяет свое время на их профессиональное совершенствование и обучение. В процессе этого происходит анализ допущенных в работе ошибок и поиск путей совершенствования работы.
Читать дальше
В заключении хотелось бы отметить, что все цели и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены, а именно было изучено понятие развитие персонала, рассмотрена система развития профессионального потенциала персонала, изучен системный подход при формировании персонала, определены виды обучения персонала, а также рассмотрено повышение квалификации.
Вообще под системой принято понимать определенное множество частей или же компонентов, которые связаны между собой в единое целое, а также объединены для достижения какой-либо глобальной обшей цели. Взаимодействие между элементами системы можно охарактеризовать такими понятиями, как упорядоченность, а также регулярность.
Хотелось бы отметить, что системный подход является не простым набором определенных положений, а также различных принципов работы менеджеров, а именно определенным способом мышления по отношению к менеджменту, а также к предприятию в целом. Этот подход требует комплексного решения различных задач, а также проблем на предприятии.
Развитие персонала является одной из ключевых функций системы менеджмента персонала, определяющей и поддерживающей компетенцию сотрудников предприятия на уровне, который необходим для стратегического роста компании.
Развитие персонала определяется как комплекс мер, который включает профессиональное обучение, повышение квалификации работников, а также переподготовку и планирование карьеры сотрудников предприятия.
Обучение персонала можно определить как совокупность действий, которые разрабатываются в рамках единой концепции обучения предприятия и ориентированных на периодическое и систематическое обучение сотрудников компании.
Читать дальше