Введение 3 1. Сущность исторического знания 5 2. Формы исторического знания 8 3. Функции исторического знания 10 Заключение 12 Используемая литература 14
Донской государственный технический университет
1 курс

Сущность, формы, функции исторического знания

контрольная работа
История
14 страниц
79% уникальность
2013 год
10 просмотров
Нет и.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Заключение
Используемая литерат
Современный мир крайне сложен и многообразен, и во многом, благодаря всеохватывающей человеческой деятельности, которая часто и создает это многообразие. Венцом творения этого мира, как принято считать, выступает человек. Именно для него характерна активная творческая деятельность, связанная с познанием основ нашего бытия, сил и явлений природы и проч. Результатом этой деятельности выступает появление целого множества наук, стремящихся наиболее полно объяснить законы нашего существования. Но стремясь к глубокому познанию, так или иначе, человечество продолжает жить в глубоких исторических традициях, передающихся из поколения в поколения. Таким образом, передается опыт народов столь важный для формирования будущего и настоящей реальности социума. В современном технократическом обществе, не лишенным множества противоречий и проблем, число которых увеличивается с каждым днем, все более актуальным становится сохранение этих традиций, а также изучение опыта пошлых лет во избежание глобальных проблем, способных привести к ужасающим катастрофам. И эту миссию берет на себя история, выступающая сегодня как самостоятельная наука, как инструмент формирования определенного мировоззрения. В данной работе мы будем говорить об истории, сущности исторического знания, его формах и функциях. Ведь история – это не просто отдельно взятая наука, это целая система взглядов, мировоззрений, совокупность традиций, а также память человечества, сохраненная не только в письменах, но и в культуре. Если говорить об историческом знании как об отдельно взятой науке, то вне всяких сомнений, она продолжает оставаться важнейшей отраслью знаний, необходимой для осознания самих себя, она есть « …священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». И она всегда будет актуальна, прежде всего, как важнейший инструмент формирования мысли, как инструмент управления сознанием народа и главное хранилище опыта человечества.
Читать дальше
В настоящее время в современном мире существует целый ряд гуманитарных и естественных наук. При чем, любая научная деятельность направлена на получение определенных знаний относительно изучаемого предмета. Этот процесс «добычи» знаний мы можем охарактеризовать никак иначе как познание. Т. е. любая научная деятельность - это, прежде всего, познание изучаемого объекта. Таким образом, познание представляется нам как растянутый во времени процесс. Это утверждение справедливо и для истории как науки. Что же такое тогда «знание»? Было бы справедливым утверждать, что знание – это конечный продукт познания, некий результат научных изысканий, то, что мы получаем в конечном итоге в ходе исследования. История может рассматриваться нами в нескольких вариантах: как форма общественной мысли, как область научного знания. И если мы берем историю как науку, то как раз историческое знание и является результатом научно-изыскательной деятельности, результатом исторического познания. Таким образом, историческое знание в более широком смысле –проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Читать дальше
Как уже говорилось выше, историческое знание, если оно не теоретизировано, выступает как элемент мировоззрения не только одного человека, но и целой общности, нации, и законсервировано в исторической памяти людей, отражающейся в культуре. Былины, песни, сказания, легенды, традиции, важные устои – все это проявление памяти народа об особенностях его развития. В данных элементах культуры отражаются простейшие знания людей об истории. Они существовали еще задолго до появления собственно исторической науки и выражались в архаических способах объяснения исторической действительности, как то объяснение каких-либо закономерностей с точки зрения мифологии, например. По мере развития общества стали накапливаться знания о процессах и закономерностях их протекания, и уже становилось возможным объяснение целой совокупности явлений. И, наконец, в настоящее время мы можем рассматривать исторический процесс как целостное и многогранное явление. Таким образом, накопление исторических знаний протекало во времени и представляло собой переход от одной формы исторического знания в другую. Сейчас мы может четко выделить эти формы по глубине и качеству исторического познания действительности.
Читать дальше
История выполняет ряд социально-значимых функций. Первая – это познавательная и интеллектуально-развивающая функция. Она заключается в познании исторического процесса как социальной отрасли научного знания, в теоретическом обобщении исторических фактов, выявлении главных тенденций общественного развития, и как результат, в интеллектуальном развитии человека. Изучение истории позволяет раскрыть способности человека к аналитическому мышлению, умению отделять главное от второстепенного, устанавливать причинно-следственные связи. История развивает человека нравственно и духовно. Следующая функция – это практически-политическая. Она заключается в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции исторического развития, помогает делать политические прогнозы, избегать субъективных решений, а также выбирать определенные курсы общественного развития. Знание истории позволяет политикам избегать одних и тех же ошибок в целях более эффективного управления, подчинять свои действия интересам социума, государства. Третья функция – мировоззренческая. История добывает определенные знания, под влиянием которых формируются различные точки зрения и взгляды на одни и те же события. Факты также могут по-разному интерпретироваться, но это уже зависит от различных исторических школ. Это все касается науки. Однако и в обыденной жизни история используется как инструмент формирования общественного мнения, мировоззрения. Так, наши знания о результатах немецкого фашизма привели к формированию негативного отношения к данному явлению.
Читать дальше
Подводя итог всему вышесказанному, следует еще раз подчеркнуть важность исторической науки в системе знаний. Она позволяет не просто сохранить знания о прошлом, но также интерпретировать их, сформировать общественное мнение, не забыть уроки прошлого и извлечь из них соответствующие выводы. Безусловно, что достоверные исторические знания можно получить, руководствуясь принципами историзма, объективности, альтернативности, используя методы периодизации, проблемно-хронологический, статистический, сравнительно-исторический, синхронный и т.д. При этом к оценке прошлой реальности подходили с разных позиций, будь то формационный или цивилизационный подход. Однако ни тот, ни другой не позволяют нам дать исчерпывающих знаний об обществе и его истории, так как не охватывают в отдельности всех сторон его жизни и взаимосвязей с предшествующими этапами развития. Однако, дополняя друг друга, могут дать наиболее исчерпывающую картину развития человечества. Наряду с усилением интегральных процессов, нарастает и многообразие, мозаичность социальной действительности, поэтому не следует идеализировать историю как единственную науку, способную использовать плоды прошлого для построения реальности. На сегодняшний день историческая наука представляется как базовый инструмент для получения жизненно необходимых для социума знаний. Но эти знания должны подвергаться интерпретации другими науками для выявления так называемого «рационального зерна» во имя всеобщего блага. Этим занимаются смежные дисциплины: философия, политология, социология и целый ряд других наук. В настоящее время значимость истории как охранителя исторических артефактов несколько снизилась в связи с прогрессирующим технологических развитием, что позволяет сохранять информацию в наиболее доступном и сохранном виде. Однако в то же время именно историческая наука в будущем останется основной отраслью научного знания, которая, обладая соответствующей инструментальной базой, сможет наиболее полно и правильно интерпретировать знания, полученные путем работы с историческими источниками.
Читать дальше
1. М.В.Зеленов. Сущность, формы и функции исторического знания и познания. – Эл. http://www.opentextnn.ru/history/?id=1943 2. Карамзин. Н. М. История государства Российского. Том 1, http://lib.ru/LITRA/KARAMZIN/karamz01.txt). 3. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975. С.247 4. Перов Ю.В. Историчность и историческая реальность. СПб., 2001. С.90. 5. Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. 2000. №4. С.3
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Конспект интегрированного занятия на тему: "Развитие ручной деятельности в ясельной группе (дети 3-ех лет)"
Количество страниц:
3
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Дошкольная педагогика
контрольная работа
Основы теории технико-экономического обоснования деятельности
Количество страниц:
15
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Экономика
исследование, аналитическая работа
-
Количество страниц:
20
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Международные отношения
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image