Египетский музей (Каирский музей) - основное мировое хранилище египетской истории. Возможно, это единственное в мире художественно-историческое собрание древности, где даже самые новые экспонаты будут в возрасте около двух тысяч лет.
Музей полностью посвящён Древнеегипетскому периоду начиная 3000 годами до н.э. и заканчивая римской колонизацией.
Посетителям представлены трехтысячелетняя история одной из древнейших цивилизаций. Сложно даже подумать, что произведения искусства, лежащие перед глазами, созданы, когда не родился на свет не только Гомер, но даже герои Троянской войны, заставляет утратить ощущение реального времени. Все это обуславливает актуальность темы данной контрольной работы.
Зародышем будущего Каирского музея стала так называемая «Служба древностей Египта», организованная египетским правительством в 1835 г. Главной целью ее было ограничить воровской беспредел, царивший в местах археологических раскопок. Разграбление могил, процветавшее тысячелетия назад, стало настоящим бичом в XIX в. Нередко случалось, что прежде чем археологи приближались к гробнице, местные жители уже вовсю продавали статуэтки и драгоценности из нее на антикварных рынках. Возникновение 'Службы древностей' положило начало упорядочению как хода раскопок, так и хранения найденных предметов.
Однако подлинное рождение Каирского музея связано с именем иностранца - французского египтолога Огюста Мариэтта (1821-81). Молодой сотрудник Египетского департамента Лувра приехал в 1850 г. в Каир, чтобы приобрести для Лувра несколько папирусов.
Оказавшись в Египте, он становится свидетелем планомерного расхищения археологических находок. Все многочисленные приезжие - туристы, ученые, любители старины - стремились приобрести какие-либо древности; в лучшем случае - для музеев на своей родине, в худшем - для личных коллекций.
Такой гигантский спрос немедленно породил соответствующее предложение. Служба древностей Египта была не в состоянии контролировать работу черных рынков, где продавались подчас драгоценные памятники, которых навсегда лишался Египет.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение Каирского музея египетских древностей.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
Рассмотрение египетских музеев;
Описание Каирского музея египетских древностей;
Изучение разгрома исторического музея Каира.
Читать дальше
Легенды и мифы о тайнах и сокровищах земли Кемет, известной в наши дни как Египет, очаровывали ещё с давних времен и будут завораживать в дальнейшем. Странные и довольно зловещие божества с головами птиц и зверей, сфинксы, пирамиды, фараоны и это ещё не полный перечень всех чудес. Все это только добавляет таинственности и загадочности, представляя большой интерес для туристов.
В Каире, который является столицей современного Египта, сосредоточено очень большое количество исторических документов и уникальных реликвий, которые были созданы в бытие фараонов, и это, несмотря на то, что в древности постоянно вывозились из страны коллекционерами из Европы. Много из собранного, хранится в Египетском музее, или Каирском – как его ещё называют. В этом музее, самые «юные» экспонаты, датируются нашей христианской эрой, самые же древние – имеют возраст в пять тысяч лет. И о том, что нам никогда не узнать секреты, хранимые фараонами, говорят древние колоссы египетских царей, которые так невозмутимо и величественно встречают пришедших. В 1922 году Говардом Картером, были открыты сокровища гробницы Тутанхамона и, которые в данное время, являются самыми ценными экспонатами музея. Сокровища, связанные с именем фараона Эхнатона, являются особенно ценными.
Эхнатон, в свое правление, отрёкся от поклонения многим богам и ввел культ единого бога. Жрецы, вернув свое влияние после его смерти, старались стереть все следы правления фараона.
Читать дальше
Два человека, которым мир обязан созданием Каирского музея, сохранившего творения великих мастеров древности, никогда не встречались. Один из них - Мохаммед Али, правитель Египта первой половины ХIХ века, албанец по происхождению, обучившийся грамоте уже в достаточно зрелом возрасте, в 1835 своим декретом запретил вывоз древних памятников из страны без специального разрешения правительства. Другой - француз Огюст Мариетт, который в 1850 прибыл пароходом в Александрию с намерением приобрести коптские и сирийские церковные рукописи, не зная, что незадолго до этого коптский патриарх запретил вывоз этих раритетов из страны.
Египет покорил Мариетта, магнетизм древних образов полностью овладел им, и он начал раскопки в Саккаре. Неожиданные открытия настолько поглотили его, что Мариетт забывает о первоначальной цели своей поездки, однако он прекрасно осознает, что все добытые с таким трудом артефакты должны быть сохранены для современников и потомков. Для этого нужно контролировать проводимые раскопки и найти место для хранения и экспозиции найденного. Так родились существующие по сей день Служба древностей Египта и Каирский музей, которые Мариетт возглавил в 1858.
Первое здание музея располагалось в квартале Булак, на берегу Нила, в доме, где поселился Мариетт со своей семьей. Там он открыл четыре зала экспозиции египетских древностей. Количество ценных находок, в том числе и золотых ювелирных изделий, постоянно росло. Для их размещения было необходимо новое здание, но, как всегда, возникли финансовые трудности. Несмотря на огромные усилия Мариетта, который питал беззаветную любовь к Египту, его целеустремленность и дипломатию, решить этот вопрос не получалось, а старому зданию угрожали ежегодные разливы Нила. Мариетт снискал любовь и уважение правителей Египта, он был приглашен на торжественную церемонию открытия Суэцкого канала, написал историю, которая легла в основу либретто известной оперы «Аида», удостоился титула «паша», но до самой смерти так и не увидел нового здания.
Читать дальше
Во время народных демонстраций мародёрами были разбиты несколько витрин и опустошена касса, после чего была создана «живая цепочка» вокруг музея из сознательных демонстрантов для защиты экспонатов. Затем музей был взят под защиту армейских подразделений. Как сообщил государственный министр по делам древностей Египта Захи Хавасс, после проведённой в музее инвентаризации в списке украденных музейных ценностей по меньшей мере 18 артефактов. Среди них две позолоченные деревянные статуи фараона Тутанхамона, статуя Нефертити, статуэтка писца, а также сердце скарабея.
Результатом разгрома исторического музея Каира, одной из важных туристических достопримечательностей Египта, стала пропажа и разрушение множества бесценнейших экспонатов: саркофагов, стел с иероглифами, незаменимых артефактов. Учёные крайне обеспокоены пропажей такого количества бесценных реликвий, утверждая, что речь идёт уже о возможности пропажи всего египетского культурно-исторического наследия. Более того, в столице было уничтожено большое количество христианских храмов и мастерских верующих.
Глава Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Ирина Бокова выразила глубокую обеспокоенность в связи с разграблением культурного наследия Египта, сообщило Радио ООН.
Читать дальше
В заключении хотелось бы отметить, что все цели и задачи, поставленные в данной контрольной работе, были успешно выполнены, а именно были рассмотрены египетские музеи, описан Каирский музей египетских древностей, изучен разгром исторического музея Каира.
Зародышем будущего Каирского музея стала так называемая «Служба древностей Египта», организованная египетским правительством в 1835 г. Главной целью ее было ограничить воровской беспредел, царивший в местах археологических раскопок. Разграбление могил, процветавшее тысячелетия назад, стало настоящим бичом в XIX в. Нередко случалось, что прежде чем археологи приближались к гробнице, местные жители уже вовсю продавали статуэтки и драгоценности из нее на антикварных рынках. Возникновение 'Службы древностей' положило начало упорядочению как хода раскопок, так и хранения найденных предметов.
Однако подлинное рождение Каирского музея связано с именем иностранца - французского египтолога Огюста Мариэтта (1821-81). Молодой сотрудник Египетского департамента Лувра приехал в 1850 г. в Каир, чтобы приобрести для Лувра несколько папирусов.
Его коллекция уникальна. Переходя из зала в зал, посетитель совершает незабываемое путешествие в загадочный мир древней цивилизации, колыбели человеческой культуры, поражающей изобилием и великолепием своих рукотворных деяний. Экспонаты расположены по тематическому и хронологическому принципу. На первом этаже - шедевры каменной скульптуры из известняка, базальта, гранита начиная с додинастического и до грека- римского времени. Среди них - знаменитая статуя фараона Хафра, строителя второй по величине пирамиды в Гизе, сделанная из темно-зеленого диорита со светлыми прожилками, скульптурная композиция фараона Микерина, показанного в окружении богинь.
Поражает своей красотой и тонкостью исполнения скульптурная группа супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из раскрашенного известняка. Удивительна деревянная статуя Каапера, получившая название «Сельский староста»: в момент находки рабочие Мариетта были поражены сходством черт статуи с лицом старосты их села.
Читать дальше
1. Египетские музеи. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.globmuseum.info/katalog-muzeev/egipetskie-muzei/
2. Каир. Египетский музей. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://right-rest.ru/176-kairegipetskij-muzej.html
3. Каирский музей. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://omyworld.ru/5158
4. Каирский египетский музей. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Каирский_египетский_музей
5. Каирский национальный музей. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://muzei-mira.com/muzei_egipta/117-kairskiy-muzey.html
6. Музей древностей Каира разгромлен вооружёнными исламистами. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tourprom.ru/news/22136/
Читать дальше