В заключении хотелось бы отметить, что все цели и задачи, поставленные в данном докладе были успешно выполнены, а именно была определена сущность научной теории, изучено значение научной теории, рассмотрена структура научной теории и их классификация, а также определены требования к научной теории по Карлу Попперу.
Научную теорию можно охарактеризовать как систему знаний, которая описывает, а также объясняющая некоторую совокупность различных явлений.
Именно научная теория дает обоснование определенных выдвинутых положений. Она сводит открытые в этой области законы к четкому и целостному основанию. В пример можно привести теорию относительности, а также квантовая теория и теория государства и права, а также многие другие теории.
Вообще теория является определенным комплексом взглядов и представлений, а также идей, которые направлены на истолкование или же объяснение некоторого явления.
Теория может давать именно целостное представление о определенных закономерностях в области действительности. В узком смысле, теорию можно определить как высшую форму организации знания.
Хотелось бы отметить, что существует два определенных взгляда на научную теорию. Рассмотрим данные взгляды более подробно.
1. Реализм, то есть теория даёт именно истинную картину мира, а основанием является опыт.
Можно говорить о том, что активное развитие науки в прошлом столетии существенно поколебало реализм.
Так называемый «Аргумент неопределённости» по Пуанкаре говорит о том, что опыт совсем не может гарантировать определенной однозначной истинности теории, а также может подтверждать различные теории.
Именно поэтому реалисты должны были признать, что опыт не может быть ключевым критерием истинности, а также то, что истина является множественной.
2. Инструментализм (Пуанкаре, а также Дюгем). Теория является достаточно удобным инструментом, который принимается не потому, что он истинен, а именно потому, что он полезен.
То есть чем больший круг проблем и вопросов охватывает определенная теория, тем будет лучше. Определенная теория, охватывающая больший круг проблем и вопросов является самой предпочтительной.
Среди ключевых функций научных теорий можно отметить такие, как:
систематизация;
объяснение;
прогноз.
Учеными и исследователями выделяется 2 определенных уровня научного познания, а именно:
эмпирический;
теоретический.
Ключевой задачей эмпирического уровня можно назвать описание различных предметов, а также явлений. Основной формой некоторого знания является эмпирический или же научный факт.
Что же касается теоретического уровня, то здесь происходит определенное объяснение изучаемых явлений.
Среди прочих методов, которые относятся именно к теоретическому уровню научного познания, выделяют метод гипотезы, метод формулирования научной теории.
Что касается метода гипотезы, то он является выдвижением, а также обоснованием определенных предположений, именно при помощи которых и рассчитывается объяснение тех эмпирических фактов, которые не могут укладываться в рамки различных прежних учений.
Именно на основе проверки гипотез и происходит построение различных научных теорий.
Таким образом, научной теорией является логически непротиворечивое определенное описание различных явлений всего окружающего мира, выражающееся особенной системой понятий.
Хотелось бы отметить, что любая научная теория кроме описательной функции, также выполняет прогностическую функцию, то есть она оказывает помощь в определении направлений дальнейшего развития всего общества, а также процессов и явлений, которые в нем происходят. Именно в этом и состоит ее ключевое значение.