Введение 3 1. Сущность научной теории 6 2. Значение научной теории 12 3. Структура научной теории и их классификация 16 4. Требования к научной теории по Карлу Попперу 20 Заключение 22 Список литературы 25
Кузбасский государственный технический университет
1 курс

Научная теория

доклад
Философия
25 страниц
80% уникальность
2013 год
21 просмотров
Мироненко К.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Заключение
Список литературы
Можно говорить о том, что существенная роль, а также постоянно растущее значение науки в существовании современного общества, с одной стороны, а также различные негативные и опасные социальные следствия бездумности, а иногда даже преступного применения различных достижений науки увеличивают сегодня количество требований к различным нравственным качествам ученых, а также в целом к этической стороне всей научной деятельности. Определим ряд данных этических требований. Хотелось бы отметить, что в первую очередь ученый должен соблюдать различные нормы нравственности. Вообще спрос с него в данной ситуации будет намного выше. Это происходит из-за высокой степени значимости различных его функций, а также из-за его ответственности за различные социальные результаты его работы. Вторым требованием является требование именно бескорыстного поиска истины без определенных уступок конъюнктуре или же внешнему давлению и прочему. Третьим является некоторая нацеленность именно на поиск совершенно нового знания, а также его полностью честного и досконального обоснования, без допущения некоторого подлога или же погони за дешевой сенсацией или же плагиата. Четвертым устоем этики науки является обеспечение полной свободы научного поиска. Еще одним устоем этики науки и этики ученого можно назвать высокую социальную ответственность и за различные результаты своих исследований. А также еще большая ответственность именно за их практическое применение. Сегодня серьезные глобальные проблемы, такие как, экологическая и многие другие говорят о том, что от всех людей, которые занимаются наукой, на сегодняшний день требуется по-новому, а именно с повышенной требовательностью подходить к оценке, как познавательной, так и практической деятельности. Вообще теория является определенным комплексом взглядов и представлений, а также идей, которые направлены на истолкование или же объяснение некоторого явления. Теория может давать именно целостное представление о определенных закономерностях в области действительности. В узком смысле, теорию можно определить как высшую форму организации знания. Вообще любая теория описывает существующую действительность лишь косвенно, то есть через систему определенных абстрактных объектов. То есть воспринимать все просто невозможно, а также ненужно. Рудольфом Карнапом было введено определенное понятие о правилах соответствия, то есть это интерпретация, которая связывает абстрактные объекты, а также эмпирические явления. Так, в пример можно привести кинетическую энергию молекулы. Ей будет соответствовать температура газа, а она прямо является прямо пропорциональной средней кинетической энергии молекул. Научную теорию можно охарактеризовать как систему знаний, которая описывает, а также объясняющая некоторую совокупность различных явлений. Именно научная теория дает обоснование определенных выдвинутых положений. Она сводит открытые в этой области законы к четкому и целостному основанию. В пример можно привести теорию относительности, а также квантовая теория и теория государства и права, а также многие другие теории. Все это обуславливает актуальность темы данного доклада. На основе проверки гипотез и происходит построение различных научных теорий. Таким образом, научной теорией является логически непротиворечивое определенное описание различных явлений всего окружающего мира, выражающееся особенной системой понятий. Хотелось бы отметить, что любая научная теория кроме описательной функции, также выполняет прогностическую функцию, то есть она оказывает помощь в определении направлений дальнейшего развития всего общества, а также процессов и явлений, которые в нем происходят. Именно в этом и состоит ее ключевое значение. Целью данного доклада является рассмотрение научной теории. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:  Определение сущности научной теории;  Изучение значения научной теории;  Рассмотрение структуры научной теории и их классификации;  Определение требований к научной теории по Карлу Попперу.
Рассмотрим понятие и сущность научной теории. Научную теорию можно охарактеризовать как систему знаний, которая описывает, а также объясняющая некоторую совокупность различных явлений. Именно научная теория дает обоснование определенных выдвинутых положений. Она сводит открытые в этой области законы к четкому и целостному основанию. В пример можно привести теорию относительности, а также квантовая теория и теория государства и права, а также многие другие теории. Далее следует определить ключевые характеристики научной теории. Рассмотрим их более подробно.  Научная теория является знанием о некотором предмете или же строго определенной, а также органически связанной некоторой группе явлений. Данные объединение знания в некоторую теорию и определяются ее предметом.  Теорию именно в качестве ключевого ее признака может охарактеризовать объяснение некоторой известной совокупности фактов, то есть это не простое описание фактов, а именно вскрытие определенных закономерностей их развития, а также функционирования.  Теория обязательно должна обладать определенной прогностической силой, то есть она должна предсказывать течение различных процессов.  В определенной теории все ее ключевые положения должны быть строго объединены некоторым общим началом или так называемым основанием.
Читать дальше
Можно говорить о том, что наука сегодня является ключевой формой человеческого познания. Вообще научное познание существенно отличается от обыденного познания следующим:  определенным стремлением к наивысшему уровню объективности при описании некоторых изучаемых предметов, а также явлений;  особым, а именно научным языком, который применяется для описания;  определенными особенными способами для обоснования истинности получаемых знаний;  некоторым желанием получить определенные знания, которыми будут удовлетворяться, как сиюминутные потребности всего общества, также и особенно значимые для всех будущих поколений. Учеными и исследователями выделяется 2 определенных уровня научного познания, а именно:  эмпирический;  теоретический. Рассмотрим их. Ключевой задачей эмпирического уровня можно назвать описание различных предметов, а также явлений. Основной формой некоторого знания является эмпирический или же научный факт. Что же касается теоретического уровня, то здесь происходит определенное объяснение изучаемых явлений.
Читать дальше
Можно говорить о том, что ключевой формой научного знания выступают именно научные теории. Теория является наиболее сложной, а также развитой формой научного знания. Хотелось бы отметить, что генетически ей предшествуют различные формы, например, программы или же типологии, а также классификации, которые составляют определенную базу для ее конечного формирования. Именно поэтому различные теории образуются на базе различных программ или же парадигм. В свою очередь данные программы, функционируют в рамках культурно-исторического целого, а также так в различных типах культур. Так как культура всего общества не однородная в рамках определенного культурно-исторического целого, то может формулироваться большое количество научных программ. Одна научная программа может порождать несколько различных научных теорий. Рассматривая структуру научной теории, нужно также отметить, что ее можно давать с содержательной, а также с формальной стороны. С содержательной стороны любая теория состоит из некоторого эмпирического базиса, то есть определенной совокупности четко зафиксированных в этой области знания фактов, которые были установлены в ходе различных экспериментов, а также требуют своего теоретического обобщения или же логического аппарата теории. То есть они требуют большого количества допустимых в рамках определенной теории различных правил логического вывода, а также доказательства, при помощи которых и делаются определенные выводы из эмпирических фактов, собственно теории, то есть некоторой совокупности выведенных в теории различных утверждений с их некоторыми доказательствами.
Читать дальше
Рассмотрим данные требования. Можно сказать, что совершенно новая теория должна исходить в первую очередь именно из простой и новой, а также объединяющей и плодотворной идеи. Именно относительно определенной связи или же отношения, которое существует между до настоящего момента не связанными вещами, а также фактами, новыми так называемыми «теоретическими сущностями». Данное требование некоторое простоты является неопределенным именно потому, что его достаточно сложно сформулировать ясно. Кажется, что оно плотно связано с мыслями о том, что все теории должны описывать именно различные структурные свойства мира, то есть с определенной мыслью, которую достаточно сложно развивать, при этом, не впадая в регресс. Все это обуславливается тем, что все идеи о особой структуре мира, если же речь не идет о именно математической структуре, уже сами по себе предполагают наличие определенной универсальной теории. Так, например, трактовка законов химии с помощью интерпретации молекул именно как структур, которые состоят из атомов или же субатомных частиц, предполагает определенную идею некоторых универсальных законов, которые и управляют свойствами, а также поведением атомов или же различных частиц.
Читать дальше
В заключении хотелось бы отметить, что все цели и задачи, поставленные в данном докладе были успешно выполнены, а именно была определена сущность научной теории, изучено значение научной теории, рассмотрена структура научной теории и их классификация, а также определены требования к научной теории по Карлу Попперу. Научную теорию можно охарактеризовать как систему знаний, которая описывает, а также объясняющая некоторую совокупность различных явлений. Именно научная теория дает обоснование определенных выдвинутых положений. Она сводит открытые в этой области законы к четкому и целостному основанию. В пример можно привести теорию относительности, а также квантовая теория и теория государства и права, а также многие другие теории. Вообще теория является определенным комплексом взглядов и представлений, а также идей, которые направлены на истолкование или же объяснение некоторого явления. Теория может давать именно целостное представление о определенных закономерностях в области действительности. В узком смысле, теорию можно определить как высшую форму организации знания. Хотелось бы отметить, что существует два определенных взгляда на научную теорию. Рассмотрим данные взгляды более подробно. 1. Реализм, то есть теория даёт именно истинную картину мира, а основанием является опыт. Можно говорить о том, что активное развитие науки в прошлом столетии существенно поколебало реализм. Так называемый «Аргумент неопределённости» по Пуанкаре говорит о том, что опыт совсем не может гарантировать определенной однозначной истинности теории, а также может подтверждать различные теории. Именно поэтому реалисты должны были признать, что опыт не может быть ключевым критерием истинности, а также то, что истина является множественной. 2. Инструментализм (Пуанкаре, а также Дюгем). Теория является достаточно удобным инструментом, который принимается не потому, что он истинен, а именно потому, что он полезен. То есть чем больший круг проблем и вопросов охватывает определенная теория, тем будет лучше. Определенная теория, охватывающая больший круг проблем и вопросов является самой предпочтительной. Среди ключевых функций научных теорий можно отметить такие, как:  систематизация;  объяснение;  прогноз. Учеными и исследователями выделяется 2 определенных уровня научного познания, а именно:  эмпирический;  теоретический. Ключевой задачей эмпирического уровня можно назвать описание различных предметов, а также явлений. Основной формой некоторого знания является эмпирический или же научный факт. Что же касается теоретического уровня, то здесь происходит определенное объяснение изучаемых явлений. Среди прочих методов, которые относятся именно к теоретическому уровню научного познания, выделяют метод гипотезы, метод формулирования научной теории. Что касается метода гипотезы, то он является выдвижением, а также обоснованием определенных предположений, именно при помощи которых и рассчитывается объяснение тех эмпирических фактов, которые не могут укладываться в рамки различных прежних учений. Именно на основе проверки гипотез и происходит построение различных научных теорий. Таким образом, научной теорией является логически непротиворечивое определенное описание различных явлений всего окружающего мира, выражающееся особенной системой понятий. Хотелось бы отметить, что любая научная теория кроме описательной функции, также выполняет прогностическую функцию, то есть она оказывает помощь в определении направлений дальнейшего развития всего общества, а также процессов и явлений, которые в нем происходят. Именно в этом и состоит ее ключевое значение.
Читать дальше
1. Алексеев, П. В. Философия [Текст]: учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 588 с. 2. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов ВУЗов / В.П.Бондарев. - М.: Альфа-М, 2003. - 464 с. 3. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники: учеб. пособие для вузов - М.: ИНФРА-М, 2000. - 608 с. 4. Губин, В. Д. Философия [Текст]: учебник / В. Д. Губин. - М.: Проспект, 2008. - 332 с. 5. Карл Поппер, Истина, рациональность и рост научного знания / Предположения и опровержения: рост научного знания, М., «Аст», 2004 г., с. 402-403. 6. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов ВУЗов / А.А. Горелов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2006. – 469с. 7. Микешина, Л.А. Философия науки: Учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М: Прогресс – Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 8. Научная теория. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lects.ru/istandphil/node21.php 9. Научная теория. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.filosof-philosoph.ru/content/view/10/1/ 10. Научное познание. Значение научной теории. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.examens.ru/otvet/4/11/340.html 11. Нижников, С. А. Философия [Текст]: учебник для вузов / С. А. Нижников. - М.: Проспект, 2008. - 396 с. 12. Рузавин, Г.И. Философия науки: учеб. пособие / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 13. С.Х. Карпенков. Основные концепции естествознания: Учебное пособие. – 2-е изд.перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2002. – 368 с. 14. Структура научной теории и ее сущность. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sireo.narod.ru/Philo/Ques60.htm 15. Суханов, К. Н. Философия науки [Текст]: курс лекций / К. Н. Суханов. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. - 225 с. 16. Философия науки в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. - Изд. 4-е. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - 347 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

Доклад
Философские проблемы физики
Количество страниц:
29
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Философия
Доклад
Пространство и время в геологии
Количество страниц:
25
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Философия
1/4

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image
Используем cookie и сервисы веб-аналитики
Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики
Принять