На протяжении всего своего существования, человечество оказывало воздействие на окружающую его природную среду, стремясь преобразо-вывать ее.
Бездумное потребление тех благ, которые давала природа, загрязне-ние окружающей среды привели к негативным последствиям как для при-роды, так и для самого человека. На сегодняшний день, международное сообщество были отмечены следующие глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: экологический кризис, охрана окружающей среды.
Все это, потребовало развития знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей среды.
Первоначально, в середине XIX века, когда появилась экология, она относилась к биологической науке и только к концу XX века она выдели-лась в отдельный междисциплинарный комплекс, в основу которого были положены знания из многих научных областей.
Большая часть наук, составивших основу экологии, изучают послед-ствия влияния человека на окружающую среду.
Экология – комплексная наука, которая синтезирует данные есте-ственных и общественных наук о природе и о способах взаимодействия природы и человека [3].
Тревога за судьбу планеты возникла еще в прошлом веке, в настоя-щее время можно уже говорить о кризисе мировой экологической системы, поскольку нагрузка на природную среду значительно возросла.
Если человечество не свернет с нынешнего пути развития, то это приведет людей к гибели через два – три поколения. Несмотря на те меры, которые принимают государства экологическая ситуация в мире продол-жает ухудшаться.
В природе существуют тесные взаимосвязи, нарушение которых приводит к непоправимым последствиям для природы. Так использование одних природных богатств может наносить ущерб другим.
На сегодняшний день необходимо разработать гармоничную систе-му взаимодействия при которой производство развивалось бы не в ущерб экологии. Создание такой системы не возможно без соответствующей пра-вовой базы.
В сложных экономических условиях, перед человечеством стоит за-дача, одновременно с улучшением и сохранением природы, максимально эффективно использовать природные объекты.
Раньше для оценки уровня охраны природы применялись количе-ственные показатели, то сейчас охрана окружающей среды построена на основе гармоничного сочетания экономических и экологических интересов людей.
В настоящее время, происходит экологизация процесса потребления природных ресурсов, то есть требования охраны окружающей среды внедряются на всех этапах хозяйственной деятельности. Кроме того, при принятии хозяйственных решений приоритетной стала охрана здоровья населения.
Все эти преобразования наглядно свидетельствуют о изменении от-ношений между обществом и природой.
В настоящее время наблюдается интенсивное развитие городов. Это приводит к еще большему обострению тех проблем, которые возникают между природой и обществом. Одной из наиболее значимых проблем яв-ляется существующее противоречие между интенсивным ростом городов, с одной стороны, и желанием сохранить живую природу в городских и при-городных территориях с другой стороны [2].
Такие масштабы антропогенного воздействия человека на природ-ную среду вызваны экстенсивным характером развития производительных сил общества. Это приводит человечество к опасному рубежу локальных и региональных экологических кризисов. И с каждым годом возрастает угроза глобальной экологической катастрофы, поскольку практически во всех уголках земного шара наблюдается обострение угрозы экологических катастроф.
Читать дальше
1. Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов/ Т.А.Акимова, В.В.Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ, 2009.- 556 с.
2. Воронков Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов вузов. М.: Агар, 2006. – 424 с.
3. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. – Москва: ООО «Про-фобразование», 2003. – 85с.
4. Коробкин В.И. Экология: Учебник для студентов вузов/ В.И. Короб-кин, Л.В.Передельский. -6-е изд., доп. И перераб.- Ростон н/Д: Фе-никс, 2007.- 575с.
5. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экорлогия. 2-е изд.Учебник для вузов. М.: Дрофа, 2008. – 624 с.
Читать дальше