Прежде, чем рассмотреть эволюцию содержания и форм маркетинга, необходимо дать определение данной категории. Затем планируется пояснить причины динамичности маркетинга и выявить основные этапы его развития.
Маркетинг представляет собой любой вид деятельности, направленный на продвижение материального или нематериального товара от производителя или продавца к потребителю. Основой маркетинга является рассмотрение преимуществ потребителей, которые склонны или нет выбирать определенный товар, но в любом случае его выбор должен приводить к возникновению чувства удовлетворенности у клиента. Более того, маркетинг сегодня может рассматриваться как процесс, связанный с созданием товара, планирования его, продвижения и ценообразования. На сегодняшний день маркетинг так же тесно связан со стимулированием сбыта. К тому же маркетинг часто рассматривается как наука. Не смотря на множество определений, следует заметить, что единого определения маркетинга в научной литературе все же не существует.
С развитием экономики рыночные отношения изменялись, а, следовательно, изменялся и маркетинг. Это позволяет говорить о динамичности данной категории, а значит и изменении его форм и содержания. В значительной степени это связано со связью маркетинга с экономикой. На основании этого специалисты рассматривают несколько этапов эволюции маркетинга, а, следовательно, и его содержания и форм, которые изменялись в ходе его развития. Ниже опишем эволюционные этапы более подробно.
Нельзя говорить о том, что до появления первой стадии маркетинга его не существовало, но можно сказать, что он находился на зачаточной стадии, которая называется производственной. Причем, некоторые специалисты говорят о временных рамках данной стадии, размещая этот этап между 1900 и 1920ми годами.
Первый этап, до 1950-х. гг.
Нередко называется товарным. Принято считать, что маркетинг в той форме, в которой он известен сегодня, зародился именно на данном промежутке . Данный этап, в свою очередь, подразделяется на четыре взаимосвязанных периода.
До 20-х гг. На данном этапе начинает активно расти спрос, который преобладает над предложением. В связи с этим производство продукции начинает усовершенствоваться, а основной целью маркетинга стало увеличение объема производства, а так же ассортимента производимой продукции.
20-30-е гг. На данном этапе проблемы объема производства были практически решены. Основной задачей маркетинга на данном промежутке стало решение проблем качества производимой продукции. В связи с этим, претерпел определенные изменения и товарный ассортимент.
30-50-е гг. Основные проблемы производства и качества были решены. Наиболее важной проблемой на данном этапе стала проблема сбыта произведенной продукции. Для решения данной проблемы были предприняты меры по интенсификации коммерческих усилий компаний. Значительные средства начали направляться на стимулирование сбыта.
Завершение данного этапа сопровождалось усилением производственных мощностей, автоматизацией производства, это привело к формированию специализации в различных сферах и возникновению конкурентной борьбы. Благодаря вышеописанным процессам сформировался рынок потребителя, характеризуемый преобладанием предложения над спросом, что нова усиливает конкурентную борьбу. Это не могло не привести к появлению проблем в сфере сбыта.
Более того, на данном этапе маркетинг был недифференцирован – сегментирования рынке в то время еще не существовало. По своему содержанию этот вид маркетинга характеризовался отходом от принципа «максимум производства и последующий сбыт» и переходом к принципу комплексной, взаимоувязанной деятельности по элементам «товар-покупатель-сбыт-реклама».
Следует особо отметить, что в этот период концепция марке¬тинга носила чисто прикладной характер и была направлена на активный поиск покупателей произведенной продукции, т.е. кон¬центрировала свое основное внимание на вопросах организации прибыльного сбыта исходя из возможностей товаропроизводителей.
Второй этап, 1951-1970 гг.
Принято называть сбытовым. На данном этапе маркетинг начинает приобретать определенную форму. На это оказал значительное воздействие экономический кризис 20-30 гг . Именно на данном этапе сформировались основы маркетинга - его основополагающие подходы:
- функциональный,
- институциональный,
- товарный.