Изучение новой научной исторической дисциплины следует начать с определения самого термина «историография». В науке закрепилось несколько значений этого слова. Первоначальный смысл термина происходит от греческого: «История» (разведывание, узнавание прошлого) + «графо» (писать), т.е. первоначальное смысловое значение – «писание истории». Поэтому первоначально историографами называли тех писателей, которым поручалось написать историю своей страны по поручению царствующих особ. В современной науке термин «историография» употребляется как синоним исторических произведений, исторической литературы вообще. Другое значение термина «историография» связано с обозначением исторической литературы по какому либо вопросу, проблеме, периоду. Еще одно значение термина «историография» - это история исторической мысли, исторических знаний, исторической науки.
Как определялся и определяется предмет этой научной дисциплины?
В дореволюционной историографии сложилось две точки зрения. Первая принадлежала тем авторам, которые стремились в своих трудах дать лишь биографии отдельных историков, назвать, прокомментировать их сочинения (С.М. Соловьев «Писатели русской истории XVIII в.», К.Н. Бестужев-Рюмин «Биографии и характеристики»). Вторая точка зрения была обоснована в работе М.О. Кояловича «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» (1884), где историография выступает как процесс развития исторической мысли, как часть народного самосознания. Позицию Кояловича разделяли В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, А.С. Лаппо-Данилевский и др.
В советской историографии предмет историографии не был сразу определен. Исторические работы ученых 20-30-х гг. особого внимания этой теоретической проблеме не уделяли, считая, что главное для марксистского историка не изучение трудов своих дореволюционных предшественников, а их яростная критика с классовых позиций.
Позже, в 50-е гг. историография была определена как наука, изучающая историю накопления знаний о развитии человеческого общества, историю усовершенствования методов исторического исследования, историю борьбы различных течений в области истолкования общественных явлений. Такое определение предмета историографии сближало её с историей общественной мысли, причем, главное внимание уделялось анализу общественно-политических взглядов, а не научных концепций историков. Наибольшее место в советской историографии отводилось изучению взглядов представителей революционного движения.
Читать дальше
Современные ученые выделяют следующие задачи, которые должна решать историография:
1. Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ.
2. Анализ теоретико-методологических принципов разных направлений в исторической науке.
3. Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введения в научный оборот ранее неизвестных источников.
4. Изучение процесса совершенствования методов и приемов источниковедчекого анализа.
5. Рассмотрение закономерностей изменения проблематики исторических исследований.
6. Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки.
7. Изучение объективных условий развития исторической науки , правительственной политики в области исторической науки и образования и т.д.
Решение этих задач и позволяет составить представления о направленности, тенденциях, особенностях исторической науки.
Для историографического познания особую важность имеет принцип историзма. В историографии принцип историзма включает конкретные требования. События и явления в исторической науке рассматриваются на основе соблюдения временной последовательности, преемственности смены периодов и этапов ее развития. Каждый историографический факт анализируется в процессе возникновения, становления и развития. Исследование событий исторической науки осуществляется в тесной связи с конкретными историческими условиями их появления. Не менее важен принцип объективности. Его применение в историографии предполагает свободу историка от «социального заказа», ангажированности, непредвзятый анализ имеющейся исторической литературы, «вписание» историографических источников в конкретное историческое время, отказ от роли «судьи» своих предшественников, учет национальной историографической традиции. Принцип целостности в историографическом познании предполагает изучение каждого периода, направления в истории исторической науки как системы взаимосвязанных элементов исторического знания и причин, обусловливающих их изменения. Принцип ценностного подхода предполагает выделение тех идей, положений в истории исторической науки, которые имеют значение для современного этапа развития научных знаний.
Читать дальше
Летописи являются основными историческими источниками по эпохе средневековья. В XI-XVI вв. они были самой распространенным типом исторических сочинений на Руси. В большинстве летописных сводов XV-XVI вв. в основании лежит «Повесть временных лет». Именно этот факт побуждал воспринимать «Повесть...» как первоначальное сочинение, принадлежавшее одному автору. Чаще всего назывались имена Нестора или Сильвестра. Нестора упоминали южнорусские летописные сборники XV-XVI вв., Сильвестра — летописи Северо-восточной Руси.
«Повесть временных лет» замышлялась как труд именно исторический. В заголовке сочинения обозначены три вопроса: «Откуду есть пошла Русская земля», «Кто в ней начал первее княжити», «Откуду Русская земля стала есть». А ответы оказываются существенно разными. В «Повести...» воспроизводятся две версии начала Руси: миграция славян и руси с верховьев Дуная из Норика по традиционному Дунайско-Дпепровскому пути, и миграция славян, варягов и руси по Волго-Балтийскому пути. При этом само понятие «варяги» осмысливается трояко: как все население от Дании до Волжской Болгарии («предел Симов»), как одно племя наряду с другими прибалтийскими, как совокупность прибалтийских племен.
«Повесть временных лет» — фундамент почти всего летописного древа и в большинстве случаев главная цель исследовательского поиска. Именно в этом произведении поставлены основные вопросы, связанные с началом народности, государства, христианства; здесь спрессованы те идеологические и политические факты, которые многие столетия питали этническое и политическое сознание Руси. И хотя и на ранних этапах существования государства противоборствовали разные историко-политические традиции, «Повесть временных лет» остается главным трудом о первых веках русской истории.
История Руси, народа предстает в ПВЛ включенной в мировую историю, хотя для этого и используется библейская версия происхождения человечества. В летописи нарисованы пути расселения народов после вавилонского столпотворения, картина их географического расселения. Славян рассмотрены в летописи как полноправные потомки Иафета, сына Ноя, они предстают в летописи такими же историческими народами, как и греки, римляне.. Таким образом, летописцы строят историческую концепцию происхождения своего народа, занимаются поиском его исторических коней.
ПВЛ – произведение эпохи средневековья, пропитанное теоцентрическим восприятием мира. Методологической основой этого сочинения является провиденциализм. Бог – источник исторических событий, от его воли зависит всё: кому будет принадлежать власть и т.д. Праведные князья появляются там, где удобно Богу. Апелляция к библейским пророкам – неотъемлемая черта русских летописей, да и других средневековых произведений. В ПВЛ эта черта проявляется в посылке Богом ангелов для помощи в свершении добрых дел. Так, во время битвы, описанной под 1111 г. войску Владимира бить половцев помогает ангел. Но этот эпизод вмешательства Бога в отдельные события русской истории исключителен. Исследователями уже давно подмечено, что ПВЛ при изложении событий истории редко упоминает божественную волю. Этим русские летописи отличатся от европейских средневековых хроник.
Читать дальше