Особенности предложения конкурентной фирмы и отрасли изучаются в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде мощности предприятия не меняются, и у фирм, функционирующих в отрасли, как правило, недостаточно времени для реализации долгосрочных решений.
При существующей на рынке цене, установившейся в результате взаимодействия стихийных рыночных сил, перед любой фирмой будут стоять три вопроса:
- следует ли производить данную продукцию;
- какое количество необходимо производить;
- какая прибыль (убыток) будет получена?
Каждая фирма сталкивается с постоянными издержками (TFC), которые должны быть покрыты даже при нулевом объеме производства. Из-за существования постоянных издержек может сложиться ситуация, когда предприятию будет выгоднее осуществлять производство себе в убыток, если величина убытка меньше, чем величина постоянных издержек. Выпускаемый при этом объем продукции тоже можно счесть оптимальным для фирмы.
В свою очередь объем производимой продукции должен обеспечивать фирме максимальную прибыль или минимальные убытки. Чтобы подробно исследовать, какая прибыль или убытки будут получены, каков процесс принятия решения в каждом конкретном случае, следует рассмотреть три возможные ситуации, в которых может оказаться конкурентная фирма:
1) фирма максимизирует прибыль;
2) фирма минимизирует убытки;
3) предприятие прекращает свою деятельность.
Максимальная прибыль достигается при таком объеме выпуска, для которого разница между показателями совокупной выручки и совокупных издержек будет максимальной (Попов А.И., 2006).
Читать дальше
Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.
Различают три вида монополии.
Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами.
Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией (Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С., 2010).
Однако подобное разграничение монополий условно, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.
Одновременно, ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях, называется чистая монополия. В настоящее время такая ситуация – редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным.
Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами:
а) отсутствие фирм конкурентов
б) отсутствие товаров-заменителей (нет совершенных заменителей продукта монополиста);
в) отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе.
г) фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное рыночной реальности;
д) совершенная информированность.
Читать дальше
1. Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С., Микроэкономика 8е-изд.:СПб.: Питер, 2010- 208с.
2. Нуреев Р.Н., Курс микроэкономики 2е-изд.- 2005 - 576с.
3. Попов А.И., Экономическая теория 4-е изд. – 2006 – 544с.
Читать дальше