Проблема занятости населения в России связана с развитием рыночной экономики и, прежде всего, рынка труда. Последствиями безработицы являются спад производства и структурное реформирование экономики в результате кризиса 2008 года.
Определением уровня занятости населения в России занимаются такие ведомства:
- Федеральная служба госстатистики;
- Федеральная служба по труду и занятости граждан;
- Министерство здравоохранения и соцразвития РФ.
Однако, государственная статистика не учитывает скрытую безработицу, а именно тех безработных, которые не получают материальной помощи, поскольку они не зарегистрированы на бирже труда.
Процесс перехода на рыночные отношения показал, что существует много проблем, связанных с низким уровнем жизни и эффективности труда, а также недостаточной подготовкой и переподготовкой кадров. Занятость и безработица в России показывают на неразвитость инфраструктуры рынка труда.
Читать дальше
Безработица – отсутствие работы у активного населения страны. Понятие безработицы выражается в процентном соотношении количества безработных к активному рабочему населению. Неработающие люди являются одним из свойств рыночной экономики. Их численность существенно возрастает во время кризисов и снижается в периоды подъемов. Следует отметить, что умеренная безработица является нормальным и даже необходимым явлением для экономического роста. Это своего рода резерв свободой рабочей силы, который может в последующем пригодиться, например, при расширении производства.
Наблюдается рост скрытой безработицы, увеличивается число лиц, которые обращаются в центр занятости, среди всех лиц, не имеющих возможности заниматься трудовой деятельностью.
Вместе с этим, повышается количество выпускников ВУЗов среди всего безработного молодого поколения. Одновременно стремительными темпами развивается теневая экономика.
В России количество безработных определяется исходя из числа граждан, которые ищут работу и зарегистрированы в Центрах занятости. Следовательно, не учитываются те, которые ищут работу самостоятельно без регистрации [3].
Можно назвать несколько причин, по которым люди не желают обращаться в Центры занятости, что исключает их из официальных списков безработных:
1. Сегодня в Российской Федерации функционирует недостаточно бирж труда для такой большой страны. Граждане мало информированы о территориальном расположении таких служб. Негативное значение имеет значительная удаленность Центром занятости от ряда населенных пунктов.
2. По закону граждане РФ, которые получают выходные пособия от организации, не имеют права претендовать на денежные средства по безработице. Это является причиной того, что такие люди не видят смысла обращаться в биржу труда.
Читать дальше
Каковы же причины безработицы? Почему здоровые и способные к рабочей активности люди вынуждены сидеть дома? Дать однозначные ответы на эти вопросы достаточно сложно. Причины безработицы могут скрываться как в уровне развития экономики, так и в личностном отношении каждого гражданина страны к необходимости ходить работу. В последнее время, когда человеческая рабочая сила все чаще заменяется компьютерными технологиями, количество неработающих людей постоянно увеличивается. Например, свой штат существенно сократили типографии, так как теперь тексты набираются с помощью компьютерного оборудования. В итоге безработица в этом направлении возросла в несколько раз. Причины безработицы связаны и с временными преобразованиями в уровне производства товаров в различных отраслях экономики, а также экономическими застоями, падениями и депрессиями. Значимую роль вносит и определение оплаты труда. В случае, когда повышается минимальный размер труда, расходы производства существенно увеличиваются, следовательно, возникает необходимость в сокращении рабочей силы. Как уже говорилось выше, причины безработицы могут быть связаны непосредственно с человеком. Например, по состоянию здоровью он относится к рабочей силе, но работать намеренно не хочет, отдавая предпочтение спокойной и размеренной жизни без постоянных средств существования. Не всегда удается найти работу и по той причине, что рассмотренные варианты имеют низкую оплату труда, требуют определенных навыков, которыми человек в данный момент не владеет.
Государство с момента возникновения выполняло, выполняет и будет выполнять определенные хозяйственные функции. В связи с переходом к рыночной экономики государства актуальной проблемой становится внешняя экспансия. Незаконная трудовая иммиграция приводит одновременно к таким взаимообусловленным и разнонаправленным эффектам как увеличение конкуренции во вторичном сегменте рынка труда, снижению среднего уровня заработной платы, увеличению уровня безработицы среди коренного населения, повышению рентабельности местных производств и увеличению уровня потребления, обуславливающему появление новых рабочих мест. Очевидно, что поток миграции нужно контролировать. В первую очередь нужно ужесточить санкции за нелегальное нахождение граждан на территории Российской Федерации, вплоть до уголовной ответственности, а именно: ввести норму, что при нахождение на территории Российской Федерации без регистрации гражданин, лицо без гражданства подлежит лишению свободы сроком от 1 до 5 лет. Кроме того, необходимо усилить контроль при въезде на границе, для этого следует наказывать коррумпированных сотрудников таможенной службы.
Читать дальше
Безработица является одним из важнейших индикаторов, по которому можно судить о состоянии экономики в данный момент. Безработица напрямую влияет на уровень доходов населения, а значит, снижается покупательская способность. Компании, работающие с внутренним рынком страны, страдают от резкого снижения своих доходов. Еще одно негативное последствие безработицы в России – понижение уровня заработной платы на конкурентных рабочих местах. Происходит это потому, что количество предложений значительно превосходит количество вакансий, и чтобы получить работу соискатели готовы работать и за меньшую зарплату. В итоге издержки предприятий, конечно, снижаются, но ситуацию с занятостью в положительную сторону это не решает. Из-за растущего уровня безработицы банки ограничивают выдачу кредитов физическим лицам.
В сфере государственного регулирования занятости следует в первую очередь повышать экономическую и социальную эффективность занятости путем изменения ее структуры и форм. Должны быть созданы необходимые условия для развития рабочей силы и совершенствования экономических отношений занятости. Для этого потребуется снизить уровень избыточной занятости, который отмечается на некоторых предприятиях. Высвобожденную рабочую силу нужно грамотно перераспределить по другим сферам и видам занятости. Эффективно проводить подобные мероприятия в России поможет полное взаимодействие между региональными центрами занятости и работниками отделов кадров организаций и предприятий. Это взаимодействие на сегодняшний день проявляется исключительно в виде единоразово проводимых мероприятий. Несмотря на то, что снизить уровень избыточной занятости – это по большому счету проблема самих организаций, в роли инициаторов подобных мероприятий выступают службы занятости.
Читать дальше
Если сравнивать уровень безработицы, сложившийся в России за 2013 год с уровнем безработицы, зафиксированным по итогам 2012 года, то можно сказать о ряде кардинальных изменений. Если по итогам 2012 года в отчетах фигурировали данные о том, что работу ищут всего 5,6%, так называемого, экономически активного (то есть в возрасте от 15 до 72 лет) населения страны (или 4,2 миллиона человек в абсолютном выражении, что могло бы означать наиболее низкий уровень безработицы за последние 10 лет). Однако, с началом 2013 года ситуация изменилась в неблагоприятную сторону. Численность безработных началась увеличиваться уже с первого месяца нового года.
Хотелось бы, конечно, знать, в чем причины такого поворота событий. Однако, они вполне очевидны. Во-первых, это замедление темпов роста отечественной экономики, начавшееся еще в середине 2012 года. Мировой тренд показывает, что со снижения темпов экономического развития увеличивается доля незанятых в бизнесе людей. При этом, тенденция такова, что прогноз по росту безработицы, скорее всего, оправдается, поскольку экономика России без принятия радикальных мер (вроде девальвации рубля в августе 2013 года) продолжит снижать свои темпы и даже, вполне возможно, ВВП вообще перестать давать какой-либо существенный прирост по отношению к прошлогодним показателям.
Анализируя уровень безработицы по России с прогнозами на весь текущий 2013 год, стоит отметить важность получения следующих данных:
- Доля безработных среди трудоспособного (экономически активного) населения
- Аналогичные показатели для конкретных отраслей экономики (торговля, строительство и т.д.)
Число безработных в России (данные Росстата) по итогам 2012 года составило 4,24 млн. человек, что, как мы можем напомнить, является минимумом с 2002 года.
Читать дальше
Для экономики России переход к рынку будет означать резкий поворот к естественной безработице. Естественный уровень безработицы будет свидетельствовать о том, что заработал рынок рабочей силы, т. е. освободился от неоправданного государственного вмешательства.
Регулирующая роль государства в области занятости должна:
1) быть направлена на регулирование вынужденной безработицы;
2) обеспечить регулирование уровня и продолжительности этой безработицы;
3) включать в себя меры по социальной защите людей, пострадавших от безработицы.
Следует отметить, что официальная статистика неточно отражает картину реального состояния рынка труда. Она практически не охватывает тех работников, которые не регистрируются в государственных учреждениях. Обладая высокой конкурентоспособностью на рынке труда, они не прибегают к услугам бирж труда, поскольку считают, что обращение в службу не соответствует их социальному статусу и может помешать дальнейшей трудовой карьере.
Таким образом, реальная незанятость среди населения фактически превышает данные официальной статистики на численность тех, кто ищет работу и не зарегистрирован, и уменьшается на число зарегистрированных граждан, работу фактически не ищущих.
Напряженность на рынке труда исходит сегодня от крупных предприятий, не сумевших успешно адаптироваться к условиям рынка и в отношении которых государственная помощь маловероятна. К такого рода предприятиям относятся ряд предприятий легкой, текстильной, металлургической промышленности и др. Особенно сложной ситуация будет в тех регионах, где предприятия этих отраслей доминируют. Разумный и обоснованный подход к регулированию занятости, дифференцированное отношение к рынкам труда с определенной отраслевой и региональной спецификой могут позволить избежать социальных кризисов и снизить неизбежные негативные последствия экономического развития для российских граждан.
Читать дальше
1. Источник: Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
2. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в редакции от 18.10.2007 г. // СЗ РФ. – Октябрь 2007, №15
3. Киселёва К. И. Проблемы занятости населения Российской Федерации // Труд и социальные отношения, 2008, №12. - С. 116
4. Леонова Л. А. Неформальная занятость в России: проблемы появления и изучения // Молодой ученый. — 2011. — №11.
Читать дальше