Понятие и сущность местного самоуправления предусматривают известную децентрализацию во власти, определенную самостоятельность местных органов. Сама отрасль стала формироваться в России в начале 90-х годов. Определение местного (муниципального) самоуправления закрепилось сначала в союзном, а затем и российском законе. Однако необходимо отметить, что формирование этой ветви власти в некоторой степени началось в России еще до революции.
Так, например, Александр Второй направлял городскую и земскую реформу на децентрализацию и обеспечение развития начал территориального регулирования в стране, вводя в закон указанное понятие. Местное самоуправление после 1917-го года основывалось на принципе единства Советской системы как комплекса органов госвласти.
Для этой системы была характерна жесткая соподчиненность нижестоящих вышестоящим. Понятие местного самоуправления отвергалось как буржуазный путь формирования власти на местах. Такой путь был совершенно неприемлем для Советского государства, имевшего централизованный характер. Только к концу 80-х годов правительство признало необходимость использовать понятие местного самоуправления. Таким образом, началось реформирование территориальной власти. В Законе, принятом 9 апреля 1990-го года, были закреплены общие принципы, определяющие понятие местного самоуправления и хозяйства СССР. Так, были установлены главные направления развития этой ветви власти, основы организации и деятельности.
В 1991-м году был принят Закон, в соответствии с которым начал осуществляться процесс преобразования территориальных органов, формирования всей системы местной власти в стране. Дальнейшее развитие структура получила в положениях Конституции государства. Таким образом, было официально признано понятие местного самоуправления. Система получила юридический статус и гарантии законодательства. В соответствии со статьей 130 Конституции через структуру местного самоуправления обеспечивается решение населением вопросов территориального значения, а также использование, распоряжение, владение муниципальной собственностью. Данная ветвь власти действует в сельских, городских поселениях, на прочих территориях (в районах, сельских округах). Все эти территориальные единицы называются муниципальными формированиями. Сегодня местное самоуправление являет собой особый уровень реализации власти в стране. Согласно статье 3 Конституции граждане выражают свою власть через госорганы, муниципальные органы. Кроме того, народ может реализовывать свою волю непосредственно через выборы, референдумы и прочие формы прямого волеизъявления.
Государственная и муниципальная власть, таким образом, являются формами выражения народовластия в стране. Местное самоуправление, характеризующееся в качестве формы народовластия, закреплено в Федеральном Законе, отражающем общие принципы формирования муниципальной власти. В соответствии с законом, эта ветвь власти является гарантируемой и признаваемой самостоятельной деятельностью населения по решению вопросов муниципального значения. При этом в тексте закона содержится указание на ответственность народа за свои решения. Волеизъявление граждан может реализовываться непосредственно либо через органы территориального (муниципального) самоуправления. Решение вопросов муниципального значения при этом осуществляется в соответствии с интересами народа, его историческими и прочими традициями. Такое определение объединяет в себе наиболее значимые признаки, которые характеризуют муниципальную власть и ее положение во всей системе народовластия страны.
Читать дальше
Деятельность органов самоуправления в любом регионе напрямую зависит от его материальной базы, от финансовых ресурсов, которыми органы располагают, от того, каковы экономические основы местного самоуправления. Например, если в сельской школе плата за отопление, питание детей в столовой, оплата кружковой работы учителей лежит целиком на местной власти и не спонсируется сверху, скорее всего, во всех указанных областях будут проблемы. Как правило, налоги и прочие сборы на местах не настолько велики, чтобы обеспечить все нужды и потребности из местного бюджета. А потому газ будет предельно экономиться, и ученики вместе с учителями станут замерзать. Питаться в столовой детям придётся однообразно и скудно, подешевле.
Многие кружки не смогут функционировать – нечем будет оплатить работу преподавателей. Пострадают ученики, так как их интересы, потребности не смогут реализоваться, и учителя: их нагрузка будет неполной, а зарплата – урезанной. Экономическая основа местного самоуправления включает в себя право самостоятельно управлять всеми видами муниципальной собственности, формировать, утверждать, пользоваться местным бюджетом, устанавливать местные налоги. Без экономической платформы ни о каком местном самоуправлении не может быть и речи. Именно поэтому в Конституции закреплены основные экономические права органов местной власти.
Таким образом, экономическая основа местного самоуправления – это:
• всё имущество, которое находится в муниципальной собственности. Это могут быть предприятия, банки и другие финансовые организации, учреждения образовательного характера, учреждения, связанные со здравоохранением либо относящиеся к ведомству культуры, муниципальные спортивные учреждения и т.д.;
• местный бюджет со всеми его средствами;
• имущественные права муниципальных образований.
Читать дальше
Органы местного самоуправления – избираемые территориальной общиной административно-бюрократические структуры, которым предоставляется вся полнота власти, в том числе и компетенции по управлению городским (сельским или районным) хозяйством. Полномочия таких структур не выходят за пределы муниципальных образований, а практика проведения регулярных прямых выборов позволяет «привязать» должностных лиц к локальному общественному мнению и социально-экономическим настроениям местной коммуны. 2 уровня муниципальной власти
В соответствии с нашей Конституцией органы местного самоуправления включены в общую систему государственной власти РФ и реализуют свои полномочия на двух базовых уровнях. Первый - городские округа, второй уровень - муниципальные округа. При этом особый статус получили города федерального значения, где распространены внутригородские муниципальные образования, действующие на общих основаниях в соответствии с законом о местном самоуправлении и уставом муниципального образования.
Компетенция Органы местного самоуправления РФ располагают следующими компетенциями:
- определение приоритетов развития коммунальной экономики, в том числе и за счет промышленной или инфраструктурной специализации предприятий, расположенных на территории муниципалитета;
- формирование местного бюджета и основ региональной налоговой политики, включая решение вопросов, связанных с введением и администрированием местных сборов;
- управление городской собственностью, решение вопросов о привлечении частных инвесторов;
- определение приоритетов и создание планов застройки вверенной территории;
- строительство и поддержка муниципальных коммуникаций, обеспечивающих жизнедеятельность данного территориального образования;
- благоустройство территории, поддержка местной социальной инфраструктуры (школы, больницы, детские сады и т. д.).
Представительные органы местного самоуправления Они выбираются региональной общиной путем прямого голосования на всеобщих выборах. Обычно к ним относят городских/сельских руководителей и муниципальные собрания. В крупных городах, разделенных на отдельные районы, власть осуществляется посредством префектов и супрефектов. На территории более мелких муниципальных образований жизненно-важные вопросы принимаются на общих собраниях или сходах. Однако в большинстве случаев решения принимаются либо депутатами местных дум, избираемых на 4 года, либо выборочным должностным лицом. Исполнительные органы местного самоуправления
Читать дальше
Местное самоуправление в РФ представляет собой гарантированную Конституцией и государством форму осуществления гражданами своего права на управление страной. Эта форма обеспечивает принятие и осуществление людьми решений, связанных с управлением конкретным муниципальным образованием в интересах проживающего здесь населения. К основным источникам, регулирующим местное самоуправление в РФ, следует отнести, помимо основного закона государства, Европейскую Хартию по основам организации данных органов власти, а также федеральный закон, регламентирующий деятельность власти на местах.
Именно в Конституции закреплены основные гарантии местного самоуправления в России. К ним в первую очередь следует отнести правовое признание местных органов власти самостоятельными и не относящимися напрямую к государственным органам управления. Помимо правовых существуют и финансовые гарантии осуществления местной власти, которые включают в себя право на владение, распоряжение и пользование муниципальной собственностью, в том числе, с целью извлечения из нее дохода. Кроме того, руководители муниципальных образований для осуществления своей деятельности имеют право забирать часть налогов (например, на землю) в местную казну.
Местное самоуправление в РФ осуществляется как непосредственным путем при помощи проведения референдума по тем или иным вопросам, так и через представителей, которые выбираются в порядке, определенном федеральным законом. Основой органов местной власти в нашей стране является муниципальное образование. К нему может относиться сельское или городское поселение, район, округ или внутригородская территория, обладающая особым федеральным статусом.
Любое муниципальное образование должно обладать определенной экономической и финансовой самостоятельностью, его полномочия должны быть строго разграничены не только с соседними образованиями, но и с региональными и федеральными органами власти. Для современной модели местного самоуправления в России характерен поиск наиболее оптимальных средств и методов управления теми или иными территориями. В то же время развитие данного уровня государственной власти в целом идет в рамках общемировых тенденций, которые определяют четырех главных составляющих в деятельности органов власти на местах. Во-первых, любая власть, в том числе и местная, должна действовать в строгом соответствии с законом. При этом за рамки нормативно-правовых актов не должны выходить и действия центральной власти по отношению к муниципальным образованиям.
Читать дальше
Подводя итог можно сделать вывод, что в России становление местного самоуправления проходит с большими сложностями. Экономическая несостоятельность муниципалитетов, вызванная во многом историческими причинами, порождает их зависимость от властей других уровней, а также препятствует реализации муниципальными образованиями своих прямых функций и инвестиций в будущее развитие.
Муниципалитетами считаются городские и сельские населённые пункты, а также районы, городские округа, внутригородские территории городов с федеральным статусом. Реализовывать своё право на самоуправление граждане, в основном, могут в небольших по территории муниципальных единицах. В более крупных образованиях вся экономическая основа местного самоуправления подчиняется местной администрации, которая берёт на себя все права и обязанности, а также тем органам самоуправления, которые допускаются уставом муниципальных единиц. Именно они решают имущественные, финансовые вопросы, вопросы по благоустройству и многие другие. Но так как всё это делается от имени граждан, необходимо формировать у населения активную жизненную позицию, чувство хозяина и понимание того, что местное самоуправление должно защищать и соблюдать, прежде всего, их интересы, ведь именно они считаются по закону собственниками муниципального имущества.
Федеральные средства, постоянно передаваемые органам местного самоуправления, породили зависимость, инертность и пассивность муниципалитетов. Вступающий в действие с 1 января 2009 новый порядок формирования доходов местных бюджетов призван постепенно начать решать данную проблему, теперь местные бюджеты поставлены в тесную зависимость от результатов свой деятельности, что в теории должно сказаться на укреплении экономической самостоятельности муниципалитетов.
Но есть одно требования для успешного развития местного самоуправления – это комплексное решения стоящих проблем. Учитывая, что проблемы муниципальных образований взаимосвязаны, решая только одну проблему, невозможно будет решить все остальные.
Следует указать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований еще обусловлена и состоянием экономики нашего общества и его финансов. Местное самоуправление как субъект экономической деятельности не может не испытывать проблем которые существуют в экономике страны. И напротив укрепления и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает положительное влияние на укрепление экономического положения нашего государства.
Читать дальше
1. Васильев В. И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления // В.И. Васильев / Журнал российского права. -2011 . - № 3. - С. 3-11.
2. Выдрин И.В. Муниципальное право России: Учебник для вузов. // Выдрин И.В., Кокотов А.Н. / - М., 2012.
3. Дементьев А.Н., Першин Е.В. Реформирование территориальных основ местного самоуправления // А.Н. Дементьев, Е.В. Першин / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2010. - № 7.
4. Дементьев А.Н. Проблемы реформирования территориальной организации местного самоуправления; // А.Н. Дементьев / «Федерализм», 2005, №1 С. 43
5. Замотаев А. А. О некоторых проблемах реализации переходных положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (о вопросах установления границ и статусов муниципальных образований) // А.А. Замотаев / «Государственная власть и местное самоуправление». - 2012. - № 1. - С. 7-14.
6. Киселева А.М. Развитие территориального общественного самоуправления в крупном городе; // А.М. Киселева / Социологические исследования, 2012, № 10. - С. 73-80.
7. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. «Муниципальное право Российской Федерации»: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. — 672 с.
8. Налетов В. О некоторых проблемах правового регулирования местного самоуправления; // В. Налетов / «Муниципальное право». 2012.- №2.- С.37-43.
9. Постатейный комментарий к Европейской Хартии местного самоуправления. СПС - Консультант Плюс.
10. Постовой Н.В. Правовое регулирование основ и компетенции местного самоуправления России. // Н.В. Постовой / - М., 2011.
11. Ревенко Л.А. Территориальные основы местного самоуправления // Л.А. Ревенко / Научные труды Московской академии экономики и права. - М., 2011. - С.97-98.
12. Сокол-Номоконов Э.Н. О некоторых аспектах формирования территориальных основ местного самоуправления в Российской Федерации в условиях правовой реформы; // Сокол-Номоконов Э. Н., Макаров А. А/ «Государственная власть и местное самоуправление» - 2012 - № 6 - С. 19-24.
13. Сергеев А.А. Проблемы законодательного регулирования территориальных основ местного самоуправления // А.А. Сергеев / ж-л «Муниципальное право». 2012. № 1.
14. Тимофеев Н. С. Территориальные пределы местного самоуправления в Российской Федерации // Н.С. Тимофеев/ Издательство Московского университета, 2010. - 128 с.
15. Чиркин В.Е. Публичное управление: Учебник. // В.Е. Чиркин / - М., Юрист, 2012. - С. 277.
Читать дальше