В демократическом государстве высший и представительный законодательный орган - это парламент. Он представляет независимость народа, и только он один имеет право выражать волю народа в форме закона. «Парламент» - это обще родовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и в других странах законодательный орган называется парламентом. В остальных странах этот государственный орган именуется иначе (например: Сейм - в Польше, Фолькетинг - в Дании, Альтинг - в Исландии, Конгресс - в США). [4]
Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат - нижней и верхней, которые, в принципе, обладают почти одинаковыми законодательными полномочиями. Численность парламентов в различных странах различна.
При парламентах всегда образуются и действуют всевозможные комитеты и комиссии - постоянные и временные, цель которых - обеспечение более эффективной деятельности законодательного органа. Комитеты ведут работу по определенным вопросам, находящимися в компетенции парламента: бюджетно-финансовая деятельность, международные дела, борьбы с преступностью, занимаются вопросами социальной политики, здравоохранение, обороны страны и другими.[2]
Для того чтобы провести сравнительный анализ организации и деятельности парламента Индийской республики и Соединенного Королевства Великобритании, то для этого необходимо раскрыть государственное устройство каждой страны, а затем их сравнить.
Парламент Великобритании
Великобритания - парламентская монархия. Власть королевы ограничивается парламентом, что означает, что монарх царит, и не руководит. Британия не имеет собственной конституции, а лишь свод законов. Парламенту предоставлена самая большая власть. В его состав входят: Палата общин, Палата лордов и монарх, в своей конституционной роли. На самом деле весомую силу имеет лишь Палата общин.
Монарх выполняет функцию главы государства формально. Он должен занимать нейтральную политическую позицию и не принимать политических решений. Сегодняшним монархом является Королева Елизавета, что была коронована в Вестминстерском Аббатстве в 1953 году.[4]
В состав Палаты общин входит 650 членов парламента, представляющих местные избирательные округа.
Они избираются тайным голосованием. Всеобщие выборы проводятся каждые 5 лет в 650-ти избирательных округах, на которые поделена вся страна. Все граждане в возрасте от 18-ти лет имеют право голосовать, хотя это и не обязательно. Избранным считается тот кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Функцией Палаты общин является законодательство и внимательное изучение правительственных дел. Палату общин возглавляет председатель, назначаемый правительством.
Палата лордов состоит из 1200 пэров. Председательствует здесь лорд-канцлер. Сюда входят наследственные и еще живые пери, два архиепископы и 24 старейших за саном епископы, которые избираются на Английском церковью. На самом деле Палата лордов не владеет полной силой влияния на политику. Она работает в большей мере как консультационный совет.
Читать дальше
Из вышесказанного можно выделить следующие различия:
1. Порядок формирования парламента.
Однопалатные парламенты и нижние палаты (двухпалатных парламентов) всегда формируются путем выборов.
Верхние палаты образуются по-разному:
- по принципу наследования (Великобритания);
- по принципу избрания (Индия).
В Индии, также, как и в Великобритании, если в парламенте имеется партия, располагающая большинством мест, то она и формирует правительство.
2. Тип компетенции парламента
Британский парламент относится к парламентам с абсолютно неопределенной компетенцией, то есть к таким парламентам, которые юридически обладают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу. Нет нужды говорить, что эта доктрина носит абстрактный характер: полномочия парламента всегда ограничены. Тем не менее, эта концепция выполняет роль конституционного принципа при определении компетенции парламента Великобритании.
В связи с учреждением в 1997 г. Парламента Шотландии и Ассамблеи в Уэльсе характер компетенции Парламента Великобритании изменился, так как были определены предметы ведения представительных учреждений регионов и национального Парламента.
Индийский парламент относится к группе парламентов с относительно определенной компетенцией. Такой тип парламента характеризуется относительной подвижностью границ, в пределах которых они реализуют свои властные функции. Конституция Индии устанавливает три сферы полномочий:
1. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции союза, по которым может законодательствовать только федеральный парламент;
2. Вопросы, входящие в компетенцию штатов;
3. Вопросы, относящиеся к совместной компетенции союза и штатов. По этим вопросам может законодательствовать как союзный парламент, так и легислатуры штатов, но в случае коллизии приоритет сохраняется за законом союза.
Читать дальше
1. Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007.
2. Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008.
3. Василевич Г. А., Кондратович Н. М, Приходько Л. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2006.
4. Маклаков В. В. Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия. М., 2007.
5. Смоленский М. Б., Иванников И. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008.
Читать дальше