Введение………………………………………………………….....2 Представление о риторике в целом……………………………......3 Происхождение риторики………...………………………………..5 Русская риторика 19 века…………………………………………..6 Заключение…………………………………………………………15 Список используемой литературы………………………………..16
МГУ им. Ломоносова

Риторика и классическое образование в 19 веке

контрольная работа
Языкознание
15 страниц
71% уникальность
2013 год
14 просмотров
Гальцова Е.
Эксперт по предмету «Риторика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
ВВЕДЕНИЕ
1
2
3
Заключение
Список литературы
В современном обществе масса людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.д. В условиях возросших вероятностей самоопределения личности устная речь приобретает особое специальное значение. ХХI век по прогнозам должен стать гуманитарным, то есть таким, где главную роль на стороне культуры, духовность, утверждающие превосходство и ценность человеческой фигуры. Ораторское искусство имеет большие корни в гуманитарной жизни общества. Сегодня потребность на риторические идеи, знания велика. Назрела надобность в общем риторическом образовании. Красноречие требует осмысленного отношения к речи. Сознательное отношение к слову поможет сделать человека здравомыслящим, способным ладить и договариваться с другими людьми. Как подмечал Б. Шоу, государство - сообщество умных индивидов, наделенных «божественным даром членораздельной речи», и управляться оно должно при помощи умных способов, которые основаны не на «команде», приказе, а на убеждении словом. Любое начальство на любом участке в большей мере осуществляется через общение, через контакты с людьми. С древнейших времен люди пытались осознать, в чем секрет воздействия живого слова? Прирожденный ли это дар либо итог долгого, заботливого обучения и самообразования? Результат дает специальная наука - красноречие. Аристотель приводил такой пример: если в каком-либо городе на должность доктора будут претендовать доктор и оратор, то доктор со всеми его медицинскими умениями будет отвергнут и городское собрание изберет на эту должность оратора, стоит тому только пожелать. Со времен Аристотеля прошло 2000 лет, но городские собрания настойчиво продолжают избирать докторами ораторов.
Читать дальше
Слово «риторика» всякий из нас воспринимает по - различному. Для одного оно ассоциируется с желанием овладеть ораторским искусством, для иного - оно выступает как синоним пустословия, краснобайства, 3-й - воспринимает слова «красноречие», «ораторство», «ораторское искусство» как синонимы. Рассмотрим соотношение между этими представлениями. Древнейшее из них - ораторство - «красная (прекрасная) речь». Когда мы бываем исключительно красноречивы? Когда нас что-то исключительно «задевает», есть интерес в убеждении. Отсюда итог, что красноречивость - это природный дар, которым в различной степени наделен всякий человек. Такой дар можно определить, как прирожденную способность к созданию больше либо менее побуждающей, выразительной речи, которая понимается как идущая к сердцу и ведомая сердцем. Красноречивый человек неизменно выражает то, что он ощущает сам, в истинность чего он, абсолютно, верит. Обращаясь прямо к сердцам своих слушателей, он не нуждается ни в каких специальных приемах, законах. Производительность его речи определяется искренностью обращения к слушателям. Искренность и тяготение к общению - значимые данные триумфа оратора, но они не могут заменить знания. Известный заокеанский артист Джефферсон некогда верно подметил: «Произнести яркую речь - одно дело, а произнести ее ясно - другое». Оратор тесно непременно должен ощущать и испытывать сам то, что он внушает иным. Он должен верно представлять себе, что могут либо обязаны ощутить, понять либо сделать слушатели при восприятии его речи. Он должен рассуждать над тем, при каких обстоятельствах, для какого типа слушателей и для достижения каких целей уместны те либо иные приемы, средства убедительности речи. Этим он отличается от любого говорливого человека. Это искусство - «ораторское искусство», мастерство. Оратор должен выделять приемы красноречия, исследовать их уместность и путем подражания воссоздавать их в собственной речи с учетом возрастных, умственных, чувствительно-волевых и других качеств и вероятностей своих слушателей. Действенность речи оратора определяется совершенством освоенных им через подражание речевых навыков и знаний, творческой способностью включать их в общение во всякий момент, когда это потребует та или иная атмосфера выступления.
Читать дальше
Происхождение риторики. Риторика - одна из древнейших наук. В разные времена она занимала большее либо меньшее место в становлении социума, ценилась выше либо ниже, но никогда не исчезала. В становлении риторики явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, контроль национальных особенностей, и в то же время - ясно выраженный общегуманистический нрав. Объективной основой зарождения ораторского искусства, как общественного явления стала насущная надобность публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную важность. История свидетельствует, что главнейшим условием проявления и становления ораторского искусства, свободного обмена суждениями по животрепещуще главным проблемам, движущей силой скептической мысли являются демократические формы правления, энергичное участие свободных граждан в политической жизни страны. Риторика, как систематическая дисциплина сложилась в Древней Греции в эру Афинской демократии. В данный период знание выступать публично считалось нужным качеством всего полноправного гражданина. В итоге этого, афинскую демократию дозволено назвать первой риторической республикой. Отдельные элементы риторики (скажем, фрагменты учения о фигурах, о формах аргументации) появились еще прежде в Древней Индии и Китае, но они не были сведены в общую систему и не играли столь главной роли в обществе.
Читать дальше
Первая русская риторика, так называемая «Риторника архиепископа Макария», возникла, видимо, в Москве не позднее первой четверти XVII столетия. Она представляет собой вольный перевод риторики Филиппа Меланхтона. Позже Польской интервенции, с приходом к власти династии Романовых появилась надобность систематического образования. В то время в качестве начальства по диалектике применялись “Философские главы” св. Иоанна Дамаскина, перевод которых многократно поновлялся в течение XVI и XVII столетий. В 1618-1619 годах выходит “Грамматика” Мелетия Смотрицкого. Примерно в 1620 году переводится “Риторика” Меланхтона: борьба с римской экспансией требовала особой подготовки, в основу которой положили проверенное на практике руководство. Так была заложена основа тривиума, на основе которого стало допустимым систематическое школьное образование. Дальнейшим значимым этапом становления русской риторики стали грамматические и риторические сочинения М.В. Ломоносова (1711-1765). Основная специфика филологических работ М.В. Ломоносова в том, что он осмысленно и целеустремленно создавал норму русского литературного языка, ориентируя ее на речь науки, деловой прозы, исторических сочинений, академической и политической оратории, проповеди. Филологические труды М.В. Ломоносова оказали существенное воздействие на русскую словесность. Если в XVIII и в первой половине XIX столетия филологические труды и поэтические произведения представлялись основной заслугой М.В. Ломоносова перед отечественной культурой, то со 2-й половины XIX столетия, когда научное образование в России сделало существенные триумфы и у нас возникли свои научные школы, положение в даной области несколько изменилось - литературные и филологические произведения Ломоносова отошли на 2-й план, он предстал как эпохальный естествоиспытатель и технолог. Связь между филологическим творчеством Ломоносова, сделавшего нормы русского национального литературного языка и в частности разработавшего научную и философскую терминологию и ключевые стили научной прозы, и его естественнонаучным творчеством, положившем основание национальной научной школы, неизменно была явственной, исследовалась она неудовлетворительно и не рассматривалась как основа жизненного труда основателя Московского института. Из филологических трудов М. В. Ломоносова риторические - «Краткое руководство к риторике в пользу любителей сладкоречия» и «Краткое руководство к красноречию» - были сделаны первыми, соответственно в 1743 и 1747 годах. Они предшествуют «Российской грамматике» (1755) «О пользе книг церковных и славянских (1758), а также публикации «Письма о правилах российского стихотворства» (1778), написанного, правда, еще в 1739 году.
Читать дальше
Таким образом мы ясно видим, что предмет риторики, искусства красноречия является одним из основополагающих предметов образования в 19 веке. Но не всё, так замечательно складывается на пути риторики В первой половине XIX столетия ряд литературных критиков во главе с В. Г. Белинским развязывают пропагандистскую кампанию вопреки риторики. В представлении секулярного социума того времени художественная письменность и литературная критика были исключительным видом словесного творчества. В итоге во 2-й половине XIX столетия риторика была исключена из системы образования, а ее место заняло изучение художественных сочинений и суждений литературных критиков по разным вопросам социальной жизни. Однако и на сегодняшний день – риторика является самым изучаемым предметом различных систем образования.
Читать дальше
1. Аннушкин В.А. Первая русская риторика. М., 1999. 2. Исторически комплекс наук тривиума и квадривиума формируется именно в такой последовательности: сначала диалектика, поэтика и риторика, а затем грамматика. 3. Гаврюшин Н.К. “Риторика” М.В. Ломоносова и “Логика” Макария Петровича. Памятники науки и техники. М., 1986, с.131-154. 4. Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. Пер. Е.Ф. Шичалиной. М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2002. С.117-161. 5. Локк Д. Опыт о человеческом разуме. Избр, философские произведения. Пер. А.Н. Савина. М., Изд-во социально-экономической литературы, 1960. С.694-696. 6. Пирс Ч. Логические основания теории знаков. Пер. В.В. Кирющенко и М.В. Колопотина. С-Пб. «Алетейа», 2000. с. 48-49 7. Моррис Ч. Основания теории знаков. Пер. В.П. Мурат. - Семиотика. М., «Радуга», 1983. с.39-66 8. Ломоносов М.В. Российская грамматика. Полн. собр. соч. М.-Л. Изд-во АН СССР, 1952, с.292 9. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Полн. собр. соч. М.-Л. Изд-во АН СССР, 1952, с.114-115 10. Pérélman Ch., Olbrechts-Tytéca L. Traité de l` argumentation. T. 1 P., 1958.p.175-176, p. 175-176. 11. Лейбниц Г. Основы исчисления рассуждений. Соч. Т.3. М., «Мысль», 1984, с. 501-505. 12. Св. Василий Великий. Творения. Часть III. Репринт. М., 1993, с.23. 13. Ломоносов М.В. Собр соч. Т.8, М.-Л. «Наука», 1953. С. 394. 14. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 1996. с.11-14 15. См. Аннушкин В.И. История русской риторики. М., «Наука», 2002, с.298-319 16. Подробное изложение истории русской риторики см. в Книге: Аннушкин В. И. Русская риторика: исторический аспект М., «Высшая школа 2003. 17. Н. Кошанский. Частная риторика. Издание седьмое. С-Пб., В типографи Императорской Академии Наук, 1849. 18. Кошанский Н.Ф. Частная реторика. Изд. 7-е. С.-Пб., 1849.с.1. 19. См., например, Айхенвальд Ю. Белинский. Силуэты русских писателей. Т. 2. М., 1998. С.199-207. 20. http://www.portal-slovo.ru 21. http://www.bibliofond.ru/
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Античная философия. Досократики
Количество страниц:
15
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Философия
контрольная работа
Профессиональная пригодность: терминологические основы, научный и практический базис.
Количество страниц:
15
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Психология труда
контрольная работа
Источники формирования индивидуальности человека.
Количество страниц:
15
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Дифференциальная психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image