На сегодняшний день актуальным является анализ содержания уровней развития профессиональной пригодности при оценке становления личности профессионала. Каждый человек проходит в своей профессиональной жизни различные уровни, этапы, стадии, которые захватывают огромную часть существования человека, играя важную роль в реализации его потенциала.
Психология профессиональной деятельности ориентирована на изучение человека в этапах его становления и реализации личности в профессии. Для определения уровня профессиональной пригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и другое [1, с. 23].
Изучение данного вопроса и применение его на практике связано с работами известных отечественных ученых В.М. Бехтерева, С.Г. Геллерштейна, К.М. Гуревича, В.И. Медведева, В.Д. Небылицына, К.К. Платонова. Также различные аспекты этой проблемы нашли отражение в ряде работ В.А. Бодрова, А.В. Карпова, Е.А. Климова, В.Л. Марищука, Г.С. Никифорова, В.А. Пономаренко, Н.С. Пряжникова и т.д.
При этом анализа развития профессиональной пригодности в контексте изменения самой личности в профессии не осуществлено.
Цель работы: изучить терминологические основы, научный и практический базис профессиональной пригодности.
Задачи работы:
1. Проанализировать основные представления о профессиональной пригодности в психологии труда.
2. Исследовать особенности психологической оценки и формирования профессиональной пригодности.
3. Изучить возможности коррекции недостаточной профпригодности.
Читать дальше
Согласно современным представлениям В.А. Бодрова [2, с. 78–79], под профессиональной пригодностью подразумевается не только факт определенной подготовленности, обученности, но и естественная способность человека быстро и субъективно легко овладевать профессией и успешно справляться с широким кругом профессиональных задач при минимальных психофизиологических затратах.
При этом мало изученными остаются процессы развития уровней профессиональной пригодности личности профессионала, а также механизмы психической регуляции достижения заданного уровня пригодности и т.д. Большинство авторов описывают профессиональную пригодность в неразрывной связи с процессами развития личности, формированием самого профессионала, этапами профессионализации.
Читать дальше
В зависимости от проявления деятельностно-значимых качеств Е.А. Климов [3, с. 25] выделяет 4 уровня профессиональной пригодности: годность, непригодность, соответствие определенному роду деятельности и призвание как высший уровень, характеризующий явное соответствие требованиям деятельности.
Известно, что не всегда профессиональная деятельность может иметь положительное воздействие на личность.
Возможен также регресс в виде профессиональной стагнации. Так В.Е. Орел [4, с. 8–10] выделял нисходящую или регрессивную стадию профессионального развития. А.К. Маркова [5, с. 28–29] определяла способность человека либо достигать самоактуализации в профессиональной деятельности, либо деградировать в системе профессиональной деятельности.
Также большинство авторов, такие как Е.А. Климов, Т.А. Ростунов, К.М. Гуревич, В.А. Бодров и другие указывают на взаимосвязь развития профессиональной пригодности и личности.
Пригодность не может развиваться сама по себе. Она обуславливается требованиями к профессиональной деятельности, личности, ее жизненным приоритетам интеллектуального уровня.
В современном мире важно признание интересов и стремлений личности, данное возможно в контексте гуманистического подхода, который осуществляет принцип развития. При анализе практической стороны данного вопроса наблюдается тенденция оценки профессиональной пригодности лишь на основании анализа способностей, необходимых для профессии; анкетных данных, по результатам которых ставится решение о годности к той или иной должности.
Читать дальше
Проведение коррекционной работы по проблемам профессиональной при¬годности и компетенции для специалиста в организации является одним из основных направлений работы. За¬частую это связано, прежде всего, с запросами руко¬водства организации, которое заинтересовано в высоко профессиональных сотрудниках. Проведение коррекци¬онной работы в данном направлении должно строить¬ся, прежде всего, с учетом мероприятий по аттеста¬ции персонала.
Для повышения уровня профессиональной пригодности я предлагаю следующее:
1. Проведение семинаров в рамках организации о важности повышения профессиональной пригодности.
2. Обучение персонала на специализированных курсах.
3. Стимулирование персонала к самосовершенствованию.
4. Управление профессиональной орентацией.
Примерная схема управления профессиональной ориентацией представлена на рисунке.
Читать дальше
Анализ уровней профессиональной пригодности показал, что переход по ним происходит за счет процессов адаптации, уровня профессионального самосознания и развития специальных знаний, умений и навыков. Важно отметить, что весь комплекс уровней профессиональной пригодности обусловлен направленностью развития самой личности, а трудности личности в переходе с одного уровня профессиональной пригодности на другой могут быть показателем перехода на следующий этап развития, определяя уровень пригодности к определенной профессии.
Я бы исследовал динамику уровня профессиональной пригодности студентов определенной специальности в процессе обучения в ВУЗе и по мере вхождения в профессиональную серду.
Также интересно исследовать изменения профессиональной пригодности, когда студенты проходят производственную практику, где они получают реальный опыт работы в организациях по специальности.
Читать дальше
1. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.
3. Климов Е.А. Введению в психологию труда: учеб. для вузов. М., 1998.
4. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности: моногр. Ярославль, 2005.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. Самара, 2004.
6. Там же. С. 36–37.
Читать дальше