Нейропсихология является одной из отраслей психологической науки. Данная отрасль психологии возникла на стыке трех наук:
• медицины;
• психологии;
• физиологии.
Нейропсихология занималась изучением мозговых механизмов психических процессов. В нашей стране нейропсихология базировалась на трудах А. Р. Лурия и его учеников. Именно они на протяжении пятидесяти лет занимались разработкой различных проблем нейропсихологии. При разработке проблем нейропсихологии изучались различные локальные поражения мозга.
В качестве самостоятельной науки нейропсихология сформировалась в 40-50 гг. Формированию нейропсихологии как науки способствовали следующие причины:
1. Возникновение новых физиологических теорий. Среди этих теорий можно выделить теорию функциональных систем, разработанную П. К. Анохиным и концепцию многоуровневого построения движений, автором которой является Н. А. Бернштейн. Идея системного подхода к высшим психическим функциям, которая была разработана П. К. Анохиным, а так же представление о постоянных и меняющихся компонентах движения, которая была создана Н. А. Бернштейном стали определенным фундаментом, на основе которого А. Р. Лурия построил теорию системной динамической локализации высших психических функций человека.
2. Возникновение концепции культурно-исторического развития высших психических функций автором которой стал Л. С. Выготский. Те принципы, которые были сформулированы Л. С. Выготским легли в основу целенаправленных исследований, которые на протяжении длительного времени проводили А. Р. Лурия и его сотрудники. Им была выдвинута идея о системном строении и системной мозговой организации высших форм психической деятельности, о последовательном формировании высших психических функций человека и последовательном (прижизненном) изменении их мозговой организации как основной закономерности психического развития. Те исследования, которые были проведены Л. С. Выготским стали своего рода базой научного изучения системного строения различных психических процессов, разработки возможности компенсации нарушенных психических функций при локальном поражении мозга.
3. Успехи неврологии, нейрохирургии и патопсихологии. Великая Отечественная война явилась своего рода базой для развития нейропсихологии. Это объясняется тем, что имеено во время Великой Отечественной войны появилось большое количество раненых с поражением головного мозга. Это стало хорошей исследовательской базой для проведения необходимых исследований.
Огромный вклад в становление нейропсихологии внесла Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками, изучая патологию мыслительных процессов и аффективной сферы при органических поражениях мозга.
Читать дальше
Формирование нейропсихологии происходило на стыке ряда научных дисциплин. После того, как она сформировалась в самостоятельная отрасль науки она стала изучать какую роль играют отдельные системы головного мозга в процессе исполнения психической деятельности.
Нейропсихология занимается решением следующих, стоящих перед ней задач:
• Изучение изменения психических процессов возникающих при локальных поражениях мозга, это дает возможность увидеть, с каким мозговым субстратом связан тот или иной вид психической деятельности.
• Нейропсихологический анализ позволяет раскрыть те общие структуры, которые присутствуют в совершенно разных психических процессах.
• Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.
Нейропсихология внесла большой вклад в изучение функций головного мозга. Именно благодаря ей были разработаны фундаментальные положения материалистической психологии о мозге как субстрате психических процессов [3].
Читать дальше
Те методы, которые применяются в рамках нейропсихологии как науки можно разделить на две основные группы:
1. Методы, на основе которых в данной области науки были получены теоретические знания, которые впоследствии легли в основу базовых положений нейропсихологии.
2. Методы, на основе которых строится практическая деятельность в сфере нейропсихологии.
В свою очередь, теоретические методы подразделяются на:
• сравнительно-анатомический метод исследования;
• метод раздражения;
• метод разрушения.
Сравнительно-анатомический метод исследования дает возможность выявлять зависимость способов жизни, поведения животных от специфических особенностей строения их нервной системы.
На основе этого метода удалось выяснить принципы функционирования головного мозга. Кроме того, он позволил изучить строение коры больших полушарий. Недостатком данного метода стало то, что он не позволял изучить функции тех или иных структур мозга [2].
Метод раздражения дает возможность изучить особенности высших психических функций в результате воздействия на мозг. В связи с тем, что это воздействие можно оказывать по-разному, то его подразделяют на следующие виды:
• прямое раздражение;
• непрямое раздражение;
• раздражение отдельных нейронов.
Под прямым раздражением понимают непосредственное воздействие на отдельные участки коры головного мозга. Для такого воздействия как правило применяют электрическое или механическое воздействие.
В 1871 г. Фрич и Гитцик таким образом выделили моторные зоны у собак, Ч. Шерингтон (1903) провел опыты на обезьянах, В. Пенфилд впервые использовал данный метод на человеке (1945).
Читать дальше
Несмотря на то, что нейропсихология является относительно молодой наукой, в ней, в настоящее время, выделилось несколько направлений, отличительной особенностью которых являются те задачи, которые они решают.
Все эти направления имеют общие теоретические представления и общую конечную задачу. Эта задача заключается в изучении мозговых механизмов психических процессов. Е. Д. Хомская выделяет следующие направления:
1. Клиническая нейропсихология. Данное направление занимается исследованием больных имеющих локальные поражения мозга. Основной задачей, стоящей перед данным направлением является изучение нейропсихологических синдромов возникающих при локальных поражениях мозга. Исследования, проводимые в этой области, имеют большое практическое значение для диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, восстановления и прогноза дальнейшей судьбы больных.
Основным методом, применяемым в данном направлении нейропсихологии, является метод клинического нейропсихологического исследования. В настоящее время в рамках клинической нейропсихологии изучаются синдромы, которые связаны:
• с поражением правого полушария мозга;
• с дефектами межполушарного взаимодействия;
• с нарушением глубинных структур мозга.
Перспективы развития этого направления заключаются в дальнейшем изучении нарушений мозга, а следовательно с дальнейшем развитием современных методов диагностики локальных поражений мозга.
2. Экспериментальная нейропсихология, которая так же называется нейропсихологией познавательных процессов. Основной задачей данного направления нейропсихологии является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов, которые возникают в результате локальных поражениях головного мозга. В это направление большой вклад внесли А. Р. Лурия и его ученики. Именно благодаря им на сегодняшний день достаточно хорошо изучены память и речь человека. Он разработал классификацию афазий, которая базируется на представлении о речевой деятельности как сложной функциональной системе. Кроме того, им были значительно дополнены представления об организации памяти.
Читать дальше
Формирование нейропсихологии, как самостоятельной отрасли науки обусловлено необходимостью формирования практических методов для лечения нарушений функций головного мозга. Задачей, стоящей перед нейропсихологией была диагностика локальных поражений мозга и восстановление нарушенных психических функций.
Эти проблемы остаются актуальными и на сегодняшний день. Поэтому, большое значение на сегодняшний день имеет дальнейшие развитие направлений практического использования нейропсихологии, таких как:
• диагностическое;
• реабилитационное;
• нейропсихологический подход.
Основной задачей, стоящей сегодня перед диагностическим направлением стоит разработка практических методов исследования с целью выявления зоны поражения мозга и оценки изменения состояния высших психических функций как в период до операции, так и после нее.
Данные методы были разработаны еще в период великой отечественной войны. Но и на сегодняшний день они не потеряли своего значения. Эти методы применяются как для изучения различных поражений мозга, так и при лечении инсультов.
На развитие методов нейропсихологии оказало существенное влияние развитие новых технических средств, направленных на диагностику локальных поражений головного мозга. Все это позволило изменить роль нейропсихологического диагностирования в системе диагностики в целом.
В настоящее время методы, разработанные в рамках нейропсихологии применяются с целью оценки изменений в состоянии высших психических функций, как до проведения оперативного вмешательства, так и во время реабилитационного периода после операции. Такая значимость нейропсихологической диагностики объясняется тем, что нейропсихологические синдромы появляются значительно раньше и исчезают гораздо позже, чем какие-либо другие симптомы.
Так же эти методы позволяют контролировать эффективность медикаментозной терапии тех больных, которые перенесли нейрохирургические операции.
В связи с ростом заболеваемости среди населения большое значение приобретают реабилитационные направления нейропсихологии. Это связано с тем, что данное направление решает задачи, связанные с восстановлением нарушенных функций мозга.
Не менее важное значение имеет нейропсихологический подход при изучении здорового человека. Все это дает возможность в той или иной мере решать проблемы, все чаще возникающие в медицинской сфере. Несмотря на то, что нейропсихология является молодой отраслью медицины, она внесла большой вклад в данную сферу науки. Тем не менее, эта отрасль еще только развивается и в будущем ей предстоит решить еще много вопросов как в сфере диагностики, так и в сфере лечения различных нарушений высших психических функций.
Читать дальше
1. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. - М., 2005. – 436 с.
2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 2007. – 528 с.
3. Хомская Е. Д. Нейропсихология. - М., МГУ, 2006. – 677 с.
4. Цветкова Л.С. Актуальные вопросы нейропсихологии детского возраста. - Москва-Воронеж, 2007. – 304 с.
5. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. - М., 2005. – 511 с.
Читать дальше