Квотирование представляет собой количественное ограничение физического или стоимостного объема экспорта/импорта в форме глобальных, индивидуальных, сезонных, тарифных и др. квот . Наиболее применяемая квота – глобальная, т.е. без ограничения по странам и континентам. Индивидуальная квота предполагает определенный объем экспорта/импорта для конкретной страны. Сезонные квоты применяются, как правило, в отношении к сельскохозяйственной продукции в периоды уборочной компании и ограничивают поступления конкурирующей импортной продукции. Тарифные квоты обеспечивают защиту внутреннего рынка путем сочетания количественного ограничения и тарифного барьера. Так, в пределах установленного квотой объема импорта товар облагается базисной ставкой таможенной пошлины, а при превышении разрешенного объема уровень таможенного обложения резко повышается. В рамках ЕС, например, применяются тарифные квоты на импорт сыра, некоторых видов овощей и др.
Контингентирование представляет собой государственное ограничение через введение квот на ввоз или вывоз определенной номенклатуры (контингента) товаров. Хотя в рамках ГАТТ контингентирование запрещено, рядом стран оно продолжает применяться под предлогом сложного финансового положения и необходимости сокращения дефицита платежного баланса.
Тарифная квота — инструмент регулирования внешнеторговой деятельности, предусматривающий применение двух различных уровней ставок таможенных пошлин на импорт одного и того же товара путем установления более низкой ставки таможенной пошлины для определенного количества импорта и более высокой ставки таможенной пошлины свыше данной величины импорта .
Читать дальше
Контингентирование, позволяющее заранее определить максимальный объем некоторых операций или, наоборот, размер ожидаемых от должников вкладов, используется довольно часто.
Применение тарифных квот в развивающихся странах мира в области налогообложения. В налоговых системах, называемых распределительными, использование которых в настоящее время ограничено, суммы выплат со стороны каждого сообщества, а внутри сообществ - каждого их члена рассчитываются как доля от общей суммы поступлений, которая, в свою очередь, зависит от нужд, подлежащих финансированию .
Отождествление военной службы с уплатой натурального налога также напоминает эту фискальную технику, поскольку каждая возрастная группа должна была предоставлять на нужды нации определенное число людей. Тот факт, что термин «контингент» все еще используется для определения общего числа рекрутов (хотя он больше не соответствует реальным условиям, т.к. военная служба стала всеобщей), свидетельствует о его историческом происхождении. Хотя контингенты могут применяться в самых различных областях народного хозяйства, они чаще всего используются для регулирования внешней торговли в условиях нецентрализованной экономики. Использование контингентов расширяется в периоды дефицита, особенно в военное время, когда необходим строгий контроль за потреблением, прежде всего за распределением продуктов питания, которое строится на основе определения индивидуальных «рационов», то есть контингентирования в чистом виде.
Установление количественных ограничений импорта тарифных квот в развивающихся странах мира является одним из распространенных инструментов протекционизма. Наряду с необходимостью ограничивать закупки за границей, чтобы не превысить имеющиеся возможности оплаты, установление импортных квот отвечает также стремлению обеспечить более надежную защиту отдельных секторов. Отход от принципов свободы торговли в период между двумя войнами и дезорганизация системы международных платежей привели к широкому распространению этого метода контроля за импортом, который в условиях ограниченности средств для внешних платежей мог позволить лишь выкраивать суммы для закупки самого необходимого. Система квотирования, пока еще широко используемая в развивающихся странах, была почти ликвидирована в отношениях между промышленно развитыми странами. Во всяком случае, сегодня речь идет не о распределении имеющейся валюты для покрытия наиболее неотложных нужд, а лишь о защите в немногих случаях от отдельных иностранных конкурентов тех отраслей национальной промышленности, которые недостаточно были защищены сниженными (но не дискриминационными) таможенными тарифами
Читать дальше
В развивающихся странах количественное ограничение и лицензирование внешней торговли применяются в больших масштабах, чем в развитых, и в более многообразных формах. Однако, в некоторых из этих стран (в Республике Корея, Тайване, Гонконге, Сингапуре) круг количественно ограничиваемых к вывозу товаров за последние годы существенно сузился.
В связи с присоединением к ВТО в Российской Федерации в 2012 году была введена тарифная квота на импорт молочной сыворотки в объеме 5 тыс. т ежегодно (ставка пошлины внутри квоты – 10%, вне квоты – 15%), а также увеличены объемы тарифных квот на импорт мяса и мясопродуктов: говядины до 563 тыс. т (ставка пошлины внутри квоты – 15%, вне квоты – 50%, но не менее 1 евро за кг), свинины – 430 тыс. т (ставка пошлины внутри квоты – 0%, вне квоты – 65%), мясо птицы – 341 тыс. т (ставка пошлины внутри квоты – 25%, но не менее 0,2 евро за кг, вне квоты – 80%, но не менее 0,7 евро за кг).
Меры по снижению тарифных барьеров были приняты в химической промышленности, где в отдельных секторах потребности внутреннего рынка не всегда могли быть удовлетворены по качественным или количественным параметрам. Так, понижены с 10 до 0% ввозные таможенные пошлины в отношении силиконовых смол, используемых при производстве лакокрасочных материалов с 5 до 0% - в отношении органических химических соединений, используемых при производстве пестицидов. Необходимо отметить, что по отдельным видам пестицидов (инсектицидам, гербицидам, а также фунгицидам, ротеницидам и аналогичным продуктам) в начале 2013 года наметилась тенденция роста отечественного производства, что позволяет сделать вывод о положительном влиянии принятых мер.
Изменения коснулись также импорта полиэтилена для производства упаковочного материала для жидких пищевых продуктов, ввозная таможенная пошлина снижена с 10 до 0%, фосфатов кальция - с 5 до 0% сроком до 31 июля 2013 г. и стекловидной фритты для производства прозрачных покрытий - с 5 до 0% с выделением отдельной подсубпозиции.
В лесопромышленном комплексе был сохранен либеральный режим ввоза мелованной бумаги и картона, ставка ввозной таможенной пошлины составила 5% до 31 декабря 2012 г. По итогам степень загрузки производственных мощностей в 2012 году выросла до 75-80% с 40% в 2009 году.
В целях защиты внутреннего рынка Таможенного союза от недобросовестной конкуренции со стороны экспортеров из третьих стран применялись специальные защитные и антидемпинговые меры. Необходимо отметить, что с апреля 2012 полномочия по проведению расследований, предшествующих введению на единой таможенной территории Таможенного союза специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, полностью переданы в ЕЭК.
В 2012 году на единой таможенной территории Таможенного союза введены 2 специальные пошлины – на угли активированные из всех стран в размере 0,45 долл. США за 1 кг сроком до 7 сентября 2014 г. и карамель из всех стран в размере 294,1 долл. США за 1 т сроком до 7 июля 2014 г.
Читать дальше
К типично административным нетарифным барьерам во внешней торговле, используемым особенно развивающимися странами, следует отнести установление запрета на импорт (эмбарго). Включаемый иногда в одну группу мер нетарифного регулирования импорта с количественными ограничениями и лицензированием, абсолютный его запрет представляет собой качественно иной барьер.
Введение эмбарго может основываться не только на постановлениях правительства страны-импортера, но и решениях, согласованных на международном уровне (например, запреты импорта, вытекающие из принятых в свое время решений ООН об экономических санкциях против Сингапура).Указанные запреты носят политический характер, их применение в ряде случаев преследует и определенные экономические цели, скажем, защиту внутреннего рынка от конкуренции экспортной продукции, в частности из тех же развивающихся стран – Гонконг, Тайвань, Сингапур, Республика Корея.
Читать дальше
1. Ачаповская, М. З. Экономическая теория / М. З. Ачаповская. – Минск: ФУАинформ, 2010. – 431 с.
2. Агапова, Т. А. Макроэкономика: учебник / Т. А. Агапова. С. Ф. Серегина. – Москва: Маркет ДС, 2012. – 413 с.
3. Балдоржиев, Д.Д. Экономическая теория: Учеб. пособие / Д.Д. Балдоржиев. – Смоленск, 2012. – 396 с.
4. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2013. – 316 с.
5. Басовский Л.Е. Мировая экономика. Курс лекций - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2012. - 207 с.
6. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. – 432с.
7. Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 456 с.
8. Фомичёв В.И. Международная торговля.: Учебник. - М: ИНФРА, 2012г.
9. Эльянов А. Развивающиеся страны в мировой экономике: тенденции и проблемы // МЭиМО. - 2012. - №2. - С. 2 – 15.
Читать дальше