Россия традиционно привлекает внимание как страна с интересной и сложной культурой, запутанным прошлым, народом с загадочной душой, - страна, которую «умом не понять». Именно поэтому, наверное, существует большое искушение понять ее как раз умом, с помощью различных методов и теорий, которые уже показали свою эффективность при рассмотрении других феноменов, ранее казавшихся сложными. Одной из таких теорий является психоанализ.
Психоаналитическое рассмотрение современной российской культуры и ее влияние на формирование отдельной личности в рамках этой культуры многим кажется весьма привлекательным и перспективным. Российская культура исторически отягощена рядом проблем, которые психоанализ рассматривает как комплексы, фиксации, вытеснения и т.п. А это означает вовсе не безнадежную инаковость, непохожесть российской культуры на «правильные» или «стандартные» культурные образцы, но как раз наоборот: это означает, что затруднения и «вечные проклятые вопросы», которые поставлены еще русскими классиками – Достоевским, Толстым, Тургеневым и другими – могут быть описаны в категориях заболевания или расстройства, а значит, оно излечимо. Ведь прежде чем излечиться, необходимо признать, что заболевание существует.
Описание российской культуры в психоаналитических категориях дает также возможности для социально-политического анализа, который, в конечном счете, выводит на индивидуальную диагностику.
Например, взаимодействием и противостоянием сознательного и бессознательного применительно к современной российской культуре можно считать отношение россиян к Западу, западной культуре. Оценка Запада оказывается противоречивой: с одной стороны, это некий социально-политический и экономический идеал того, «как надо жить»; с другой, это культурный антипод, связанный со стереотипом «загнивающего Запада», буржуазной (мещанской) культуры, низкоуровневой массовой культуры, которая приравнивается к бескультурью. Поэтому в отношении Запада российский человек испытывает одновременно противоречивые чувства – зависть и превосходство.
Как пишет С.А. Зелинский: «Весь запад для нас уже как бы объединяется в одно целое, в противостоянии русскому человеку. А путь России, это путь великой державы, империи, причем традиции державности достаточно прочно заключены в наше бессознательное. И уже, так или иначе, довлеет над каждым из нас» . Такое общекультурное отношение действительно влияет на отдельную личность, социализированную в данной культуре. Отношение личности к другой культуре, к другому миру – нечто, превышающее масштаб личности, и потому такое отношение всегда детерминировано культурными установками. И, если они противоречивы, как в нашем случае, отношение также будет оставаться противоречивым. Даже если у человека накапливается большой личный опыт общения с другими культурами, культурные установки на уровне бессознательного продолжают оказывать если не определяющее, то весьма существенное влияние, порой даже противореча личному опыту человека.
Еще одна область российского бессознательного – наше прошлое. История становится областью не рационального, а бессознательного, поскольку переписывается и получает каждый раз новые разнообразные интерпретации в зависимости от текущей политической ситуации. Переписываются учебники, иначе толкуются факты. Даже взрослые люди, которые были свидетелями определенных событий в прошлом, уже не так уверены в том, что именно происходило. Что же говорить про совсем юное поколение россиян, учащихся школ, которые за период учебы получили несколько противоречивых картин истории своей страны.