Потребность формирования общественной защиты населения как части общегосударственной политики, устремленной на поддержание дохода членов общества в связи с потерей ими трудоспособности либо невозможностью осуществить ее согласно финансовым причинам, была осознана учеными, а затем и политическими деятелями в конце XIX в. Через 100 лет, пройдя ряд этапов институционального развития, общественная защита рассматривается как неотъемлемый элемент человеческой культуры. На основе Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о экономических, общественных и цивилизованных правах, Интернационального пакта о общественно-политических и цивильных правах, прочих интернациональных действий эксперты ООН установили в качестве одного из главных право человека на общественную защиту на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости либо другой факт утраты средств к существованию согласно независящим от человека причинам, а кроме того возможность на защиту материнства и детства.
Исследования, направленные на исследование теоретических и методологических баз концептуального построения и финансового анализа экономического обеспечения общественной защиты населения как целой организации и исследование его особенностей в России, являются актуальными.
Степень разработанности проблемы. В финансовой литературе проблематика общественной защиты и ее финансового обеспеченья показана работами популярных научных работников и специалистов, в этом числе: JIM. Артемьевой, В.А. Ачаркана, A.M. Бабича, В.И. Басова, М.Э. Дмитриева, JI.A. Дробозиной Е.Н. Егорова, В.М. Жеребина, Е.Н. Жильцова, С.В. Кадомцевой
Целью работы представляет создание теоретических и методологических баз системного изучения финансового обеспеченья социальной защиты населения, а кроме того концепции его формирования в РФ.
Для свершения определенной цели были установлены следующие проблемы:
- подвергнуть анализу современную институциональную структуру финансового обеспеченья общественной защиты населения в РФ и предоставить количественную оценку определенных финансовых потоков;
- реализовать исследование экономической эффективности развития и использования денежных ресурсов в РФ;
Предметом исследования являются финансовые взаимоотношения, сопряженные с формированием и использованием финансовых ресурсов, устремляемых на материальную компенсацию социальных рисков.
Объектом исследования выступают учреждения финансового обеспеченья социальной защиты населения (общественное предоставление, общественное страхование, общественная помощь).
Читать дальше
Социальная гарантия имеет законодательное закрепление и предусмотренные законами источника финансирования. Государство за счет бюджета должно обеспечивать минимально гарантированный уровень предоставления услуг в отрасли образования, медицинского, культурного, бытового и социального обслуживания населения и в первую очередь граждан, которые из тех или других причин имеют низкий уровень материального обеспечения.
Финансовое обеспечение социальных гарантий усиливается в странах с переходной экономикой, где отсутствует совершенная система как самих социальных гарантий, так и источников их финансирования. Мировая финансовая наука и практика своим приобретением имеют такие источники финансирования социальных гарантий: бюджетные ассигнования; финансовые ресурсы предпринимательских структур; средства спонсоров; средства благотворительных организаций; страхование.
В то же время граждане государства должны иметь право за счет собственных средств и кредита повышать уровень своего социального обслуживания или получать социальные услуги более качественного содержания. При рассмотрении финансового обеспечения социальной сферы должен быть выделен финансовый норматив обеспечения социальных гарантий на соответствующую расчетную единицу — одного жителя, одного ученика, студента, пенсионера, и тому подобное. Этот норматив и является гарантированным государством средством предоставления безоплатных благ и услуг, которые собственно являются социальной гарантией.
Финансовый норматив расходов государства на социальные гарантии должен стать подпочвой действие расчета фактических расходов на социальные потребности из всех источников для достижения государством высокого уровня индекса человеческого развития.
Читать дальше
В Российской Федерации на основании ст. 40 Конституции РФ гражданам гарантируется право на жилище, однако удовлетворить это право в полном объеме граждане не могут ни за счет получаемых доходов, уровень которых недостаточно высок для этого (табл. 1, табл. 3), ни с учетом возможности привлечения финансовых ресурсов кредитных учреждений в силу недоступности их для многих нуждающихся в жилье в сложившихся условиях кредитования. Основными условиями обеспечения доступности ипотеки являются:
• предложение на рынке жилья;
• доходы населения;
• финансовые риски;
• развитость институтов, связанных с процессом ипотечного кредитования;
• наличие финансовых ресурсов у кредитных организаций.
Эффективное воздействие на эти факторы может оказывать государство, которое является неотъемлемым участником процесса ипотечного кредитования. При этом важным является анализ мирового опыта регулирования рынка ипотеки, обобщение и адаптация которого может оказаться полезной в отечественной практике.
Система государственного регулирования деятельности рынка ипотечного кредитования в той или иной форме существует во всех странах. Необходимость такой поддержки обусловлена важностью ипотечного кредитования для экономики и наличием множества взаимосвязей, которые могут оказать решающее воздействие на развитие страны. Причины и уровень поддержки варьируют в зависимости от степени развития экономики и состояния жилищного сектора.
Читать дальше
Исследование имеющихся в регионах подходов к решению жилищной проблемы позволил выявить, что при абсолютно всех внешних различиях их объединяет стремление в той либо другой форме использовать способности региональных и местных бюджетов с целью укрепления собственных жилищных проектов.
Все программы характеризуются небольшими масштабами реализации, обусловленными масштабами этих бюджетов. Большая часть проектов непосредственно либо косвенно наставлены на помощь строительного комплекса, а бюджетные вливания в строительство, как правило, приводят к подобным негативным следствиям, как преувеличивание себестоимости строительных работ, замораживание денег в предметах незавершенного строительства.
Однако средств, предустановленных бюджетом на жилищную программу, может не хватить, и на банки ложиться дополнительный риск. Таким образом некоторые проблемы представляет анализ суммы средств, которая может понадобиться на реализацию проекта субсидирования процентной ставки, так как она в значительном зависит от направленностей на кредитно-финансовом рынке. В связи с данным наиболее подходящим могло бы быть воздействие на сумму самого кредита. При данном оно должно осуществляться в 2-ух направлениях:
• субсидирование жителей на оплату первоначального вклада. Наиболее успешным видом представляется поддержка заемщиков посредством предоставления им целевых субсидий в плату первоначального взноса при получении залогового кредита.
• осуществление функций инвестора, субсидирование застройщика с целью формирования жилища с минимальной нормой рентабельности, что понизит стоимость недвижимости.
Итак, органы государственной власти в ходе выполнения обещаний по обеспечиванию людей РФ квартирами, должны оказывать помощь в гражданам в разных формах:
• бюджетное финансирование жилищного строительства;
• субсидирование кредитов на сооружение либо получение жилья;
• выпуск и закрытие жилищных облигационных займов в целях применения средств на квартирное строительство и снабжение граждан жильем;
• развитие и помощь разных форм инвестирования в жилищную область средств физических и юридических лиц.
Реализация информации мероприятий даст возможность создать обстоятельства повышения обеспеченности квартирами людей РФ и реализации их права на жилище.
Читать дальше
1. Аналитическая научная лаборатория «Веди» [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа:http://www.vedi.ru.
2. Пастухова Н.С. Инструменты ипотечного жилищного кредитования [Текст] / Н.С. Пастухова, Н.Н. Рогожина. – М. :Фонд «Ин-т экономики города», 2004.
3. Русецкий А.Е. Государственная регистрация ипотеки [Текст] / А.Е. Русецкий. – М.: Юстинформ, 2009.
4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа: http:// www.gks.ru.
Читать дальше